Каршерингом в России пользуются только 12% водителей

Его развитию помогает нехватка гаражей и парковок, а сдерживает – желание россиян владеть автомобилем
У россиян в сознании происходит тектонический сдвиг, что автомобилем не обязательно владеть/ Евгений Разумный / Ведомости

Только 12% имеющих водительские права россиян зарегистрировано хотя бы в одной программе каршеринга, это намного меньше, чем в ведущих экономиках Европы, Азии или в США. Об этом говорится в исследовании консалтинговой компании Arthur D. Little о будущем автомобильного транспорта, в 2018 г. оно было впервые проведено по России, которая сравнивается с 12 другими странами. Для исследования в России было опрошено 520 водителей, в том числе 110 в Москве. В мире опрошено 8250 человек.

Помимо увеличения доли пользователей потенциал роста сервиса заключается также в увеличении регулярности, отмечается в исследовании: 67% российских клиентов совершает от одной до пяти поездок в месяц, в мире таких 42%. Свыше 15 поездок в месяц совершает лишь 9% российских клиентов, в мире – 24%.

Основные причины использования каршеринга в России и мире одинаковы: это экономия, возможность выбрать тип автомобиля и решение проблемы с парковкой, говорится в исследовании. В России каршеринг развивается очень динамично: парк Москвы в 2015 г. составлял, по данным JPMorgan, около 100 машин, в 2017 г. – уже 2700, а в прошлом году достиг 11 600, отмечает партнер Arthur D. Little Артем Малков.

Еще один драйвер для каршеринга в России – развитие сервиса в регионах: сейчас в менее крупных городах каршерингом пользуется не более 7% водителей (около 20% в среднем в других странах выборки).

«В Санкт-Петербурге в 2018 г. каршеринговый парк составлял всего 1500 автомобилей, в некоторых городах-миллионниках этого сервиса пока нет. Потенциал развития еще очень велик, в том числе в Москве. В 2019 г. российский рынок каршеринга вырастет в 2–3 раза», – уверен гендиректор компании YouDrive Борис Голиков.

А сдерживающим фактором может стать тот факт, что наличие собственного автомобиля остается важным для россиян: 54% респондентов не готово отказаться от автомобиля даже при наличии полностью подходящего им каршеринга, сказано в исследовании. В мире не готово расстаться с личным автомобилем 44% водителей.

«Россия действительно показывает результат хуже развитых стран: россияне в целом все еще хотят владеть машиной, а не пользоваться ею. Но Москвы это касается в меньшей степени», – говорит руководитель группы Deloitte по оказанию услуг компаниям автомобильной промышленности Татьяна Кофанова. Другой сдерживающий фактор – не до конца урегулированные вопросы законодательства: например, как делить ответственность при ДТП, отмечает Кофанова.

Но и у россиян в сознании происходит тектонический сдвиг, что автомобилем не обязательно владеть, поэтому на нашем рынке будут появляться машины разных классов на все случаи жизни, уверен Голиков.

Дальнейшему развитию каршеринга в России будет способствовать нехватка частных гаражей и в целом мест для парковки, говорится в исследовании. Только 19% опрошенных россиян оставляет автомобиль на ночь в гараже, еще 7% пользуется общественным гаражом, в других 12 странах исследования личный или общественный гараж использует 40 и 20% водителей соответственно. Аналогичная ситуация с парковкой во время работы: только 53% россиян оставляет машину на корпоративной или общественной парковке, 45% – просто на улице. В мире эти показатели соответственно 79 и 20%.

Развитию каршеринга помогают некоторые муниципалитеты: например, Москва выделяет бесплатные парковки каршеринговым автомобилям, указывает Кофанова. Также эти сервисы поддерживают автопроизводители и дистрибуторы – скажем, инвестируют в каршеринговые сервисы, делятся технологиями, отмечает она.

При этом россияне в сравнении с другими странами не готовы предоставлять личные автомобили в пользование другим водителям (карпуллинг), а это тоже может стать драйвером развития каршеринга, говорится в исследовании. Например, вы приезжаете в аэропорт и улетаете на несколько дней, на это время можно заключить контракт с карпуллинговой компанией, которая будет использовать ваш автомобиль, поясняет Малков.

«Карпуллинг развивается параллельно с каршерингом, но далеко не так динамично как раз из-за опасения водителей предоставлять свой личный автомобиль незнакомым», – говорит он.

Только 22% россиян на вопрос «Готовы ли вы предоставить свой автомобиль другому водителю, пока не пользуетесь им?», ответили «да» или «возможно». В Японии и Германии так ответили соответственно 30 и 31%, в большинстве других стран – почти или свыше 50% водителей, в Китае – 73%.