Остановка «Дружбы» сильнее всего сказалась на «Роснефти» и «Сургутнефтегазе»

Россия не смогла вывезти всю добытую нефть, экспорт сократился на 3,22%
Российские власти пока не знают, сколько придется платить за грязную нефть (на фото – вице-премьер Дмитрий Козак)
Российские власти пока не знают, сколько придется платить за грязную нефть (на фото – вице-премьер Дмитрий Козак) / Максим Стулов / Ведомости

Остановка трубопровода «Дружба» сказалась и на экспорте нефти из России, и на добыче. В мае поставки в Европу сократились на 592 550 т, или на 3,22%, по сравнению с апрелем, приводит «Интерфакс» данные ЦДУ ТЭК. Добычу Россия снизила на 112 254 т (1,1%) – сильнее, чем должна была по сделке ОПЕК+.

Экспорт по трубопроводу упал на 37% (на 2,4 млн т). Рост экспорта морским путем не компенсировал потери – он увеличился всего на 15%, или на 1,8 млн т.

Сильнее всего от остановки «Дружбы» пострадали «Роснефть», «Татнефть» и «Газпром нефть», их экспорт упал на 10, 69 и 24% соответственно. Увеличили экспорт «Лукойл» (на 21%) и «Сургутнефтегаз» (на 14%). При этом последний прекратил экспорт нефти по трубе и на треть увеличил поставки морем.

Экспорт трубопроводным транспортом в направлении Польши и Германии обнулился. А в Чехию, Словакию и Венгрию Россия прокачала через Белоруссию и Украину 443 000 т – на 60% меньше, чем в апреле.

Россия вывозит около 47% добытой нефти. Почти 90% экспорта – 230 млн т в 2018 г. – прокачивается по системе «Транснефти», половина этой нефти идет на экспорт через российские порты, на долю «Дружбы» приходится около 20%.

Ситуация форс-мажорная, «Дружба» уже несколько недель нормально не функционирует и можно считать, что нефтяники легко отделались, отмечает старший директор отдела корпорации Fitch Дмитрий Маринченко: поставки в основном удалось перенаправить через другие экспортные каналы, в том числе благодаря координации этой работы государством. У нефтяных компаний разные возможности перебросить поставки с «Дружбы» в сторону портов, поэтому остановка трубопровода по-разному сказалась на их экспорте, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Могла повлиять и нехватка судов: компании фрахтуют их за пару недель, а то и за месяц до поставки, говорит сотрудник международного нефтетрейдера. А перевозки по железной дороге ограничены дефицитом цистерн, стоит учитывать и рост арендных ставок более чем на 30%, замечает Бурмистров.

«Если ситуация нормализуется к июлю, авария не окажет значимых результатов на прибыль компаний по итогам года», – считает Маринченко. На мировой рынок нефти авария не повлияла: падение экспорта было в пределах статистической погрешности, констатирует он.

19 апреля загрязненная хлорорганическими соединениями российская нефть Urals по «Дружбе» попала на белорусский НПЗ в Мозыре. 24 апреля Польша и другие страны прекратили ее прокачку. Белоруссия и Россия договорились, что прокачают через свои трубопроводы 1,3 млн т загрязненной нефти и до 10 июня очистят «Дружбу», передавал «Интерфакс» 24 мая со ссылкой на вице-премьера Дмитрия Козака. По его словам, «емкости подготовлены, есть понимание, куда мы ее вытесним». Где будет храниться нефть, Козак не сказал. Он отметил, что «мы будем ее [нефть] доводить до стандартных условий». С Украины реверсом качать нефть через Белоруссию в Россию не нужно, добавил он.

Не определена пока компенсация Белоруссии и другим странам за поставки грязной нефти. В понедельник ее обсуждали в Москве грузоотправители и грузополучатели, сообщил замминистра энергетики России Павел Сорокин: пока был определен лишь механизм расчета компенсации, но не ее сумма.

Нефтяные компании не ответили на запросы «Ведомостей».

Российские власти пока не знают, сколько придется платить за грязную нефть (на фото – вице-премьер Дмитрий Козак)