НПФ «Благосостояние» готовит сделку на 35 млрд рублей

Фонд продает лизинговую компанию «Трансфин-М» бывшему гендиректору Федеральной грузовой компании Алексею Тайчеру
Андрей Гордеев / Ведомости

НПФ «Благосостояние» нашел покупателя на один из своих крупнейших активов – лизинговую компанию «Трансфин-М», рассказали «Ведомостям» человек, близкий к фонду, и три человека, близких к «Трансфин-М». Об этом же сообщает и «Коммерсантъ».

Покупателем станет проектная компания «Трансфин-М гарант». Ее основной владелец – бывший гендиректор крупнейшего железнодорожного оператора и «дочки» РЖД – Федеральной грузовой компании (ФГК) Алексей Тайчер. Его доля – около 70%. Он также является совладельцем железнодорожномго оператора «СГ транс». Остальное получит менеджмент «Трансфин-М» – гендиректор Максим Анищенков, его первый заместитель Александр Голанд и заместитель Иван Благодатских, рассказали три собеседника «Ведомостей». Тайчер в этом году вошел в совет директоров компании «Трансфин-М».

Сделка пройдет на заемные средства, кредит предоставит ВТБ, говорят два человека, близких к компании. Компания оценена почти в 35 млрд руб., рассказывают три человека, близкие к разным сторонам сделки. Цена продажи – около 35 млрд руб., подтвердил представитель НПФ «Благосостояние», отметив, что она соответствует коэффициенту к капиталу 1,4: «Это рекорд для финансового рынка на данный момент».

«Трансфин-М» входит в пятерку крупнейших лизинговых компаний, за 2018 г. лизинговый портфель вырос до 290 млрд руб., компания получила прибыль 4, 4 млрд руб. У компании достаточно ликвидности, активы и обязательства сбалансированы по срокам, признавали в июне аналитики «Эксперта-РА». «Трансфин-М» предоставляет в лизинг вагоны, авиационную и автомобильную технику. Общий парк вагонов компании на начало года составлял 61 000 шт. Частью парка управляют «дочки» лизинговой компании.

«Благосостояние» продает лизинговый бизнес из-за особенностей регулирования НПФ. С 2018 г. ЦБ ввел стресс-тестирование пенсионных фондов, при наличии больших инвестиций в один актив пройти его сложно. Из почти 400 млрд руб. портфеля НПФ «Благосостояние» на вложения в акции и облигации «Трансфин-М» приходится 14–15%, говорит человек, близкий к фонду.

Центробанк указывал на необходимость снижения концентрации активов фонда, знает человек, близкий к «Трансфин-М», однако покупателей по устраивающей фонд цене долгое время найти не удавалось. НПФ пытался продать компанию до стресс-теста 1 января, следующий стресс-тест – 1 июля. Важно, чтобы сделка состоялась до этого времени, говорит человек, близкий к фонду.

Ходатайство о сделке передано в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), рассказывают четыре человека, близких к разным сторонам сделки. Представитель ФАС подтверждает, что сделка находится на рассмотрении, однако служба запросила дополнительную информацию у заявителей. Чиновников тревожит рост цен в два раза на услуги предоставления вагонов.

Представитель «Трансфин-М» обещает, что со сменой владельцев компания не уйдет с лизингового рынка. Об этом же говорит и источник, близкий к НПФ «Благосостояние».

За последние 1,5 года в России ставки предоставления вагонов на полувагоны, которых больше всего в парке «Трансфрн-М», выросли примерно 20–25%, крытые вагоны – примерно на 30–35%, нефтеналивные цистерны – на 40–45%, приводит данные гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Ставки росли, главным образом, из-за увеличения грузооборота на сети РЖД, замедления оборота вагонов и общего взрывного роста цен на комплектующие, поясняет эксперт. По его словам, во II квартале 2019 г. ставки предоставления полувагонов стабилизировались, а при погрузке из Кузбасса в южном и западном направлении начинают снижаться из-за падения цен на уголь ниже $50 на рынке Европы.

По мнению Бурмистрова, у ФАС нет оснований не одобрить сделку. Тайчер с декабря 2018 г. работает советником гендиректора РЖД, то есть не аффилирован с монополией, а текущий его бизнес не пересекается с «Трансфин-М». Он связан с цистернами для перевозки сжиженных углеводородных газов, в то время как в парке «Трансфин-М» превалируют полувагоны и нефтеналивные цистерны, а также присутствуют крытые вагоны и платформы, поясняет Бурмистров.

С приходом Тайчера ставки аренды и предоставления парка «Трансфин-М» вряд ли будут расти и могут даже снизиться, считает Бурмистров. С учетом высокой долговой нагрузки компании и выбранной конструкции сделки – привлечение управляющих партнеров из числа действующих менеджеров с покупкой долей за кредитные средства – новые собственники «Трансфин-М» будут делать все, чтобы не потерять клиентов и обеспечить полную загрузку всех вагонов, рассуждает эксперт. Это в конечном счете позволит быстрее расплатиться по долгам, замечает он. Опыт «СГ-транса» показывает, что Тайчер «играет в долгую» и умеет выстраивать отношения с ключевыми заказчиками, продолжает Бурмистров: пример тому созданное в 2018 г. транспортное СП с главным клиентом «СГ-транса» – «Сибуром» (Нефтехимическая транспортная компания). Эксперт считает, что компанию ждет реструктуризация бизнеса и изменение стратегии – например, она может отказаться от лизинга авиационной техники, усилив помимо ключевого вагонного бизнеса еще и позиции в перспективном водном транспорте.