Танкерные перевозки резко подорожали из-за инцидентов в Персидском заливе

Но рынок нефти пока слабо реагирует на захваты кораблей с топливом
Иранский катер блокирует проход идущего под британским флагом танкера Stena Impero (принадлежит шведской компании Stena Bulk, имеет международный экипаж) / Mizan News Agency / WANA Handout

Танкеры стали пешками в дипломатическом конфликте между Ираном и США и их союзниками – так топ-менеджер судоходной компании описал Financial Times (FT) ситуацию последних недель. Попытки остановить перевозящие нефть суда привели к росту стоимости фрахта и страхования. Судовладельцы призывают западные страны обеспечить безопасность судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе, который разделяет Иран и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и в самом узком месте составляет 54 км.

Усиление военно-морского присутствия может замедлить судоходство в Ормузском проливе, который и без того сильно загружен, полагают некоторые аналитики. Другие считают, что сопровождение танкеров военными кораблями станет нормой.

Подразделения Корпуса стражей Исламской революции в прошлую пятницу задержали два связанных с Великобританией танкера. Один из них, остановленный в Персидском заливе, был вскоре отпущен, а шедший под британским флагом Stena Impero отконвоирован в порт иранского города Бендер-Аббас. Оба танкера направлялись в Саудовскую Аравию.

А 10 июля, по сообщению британского правительства, три иранских корабля пытались воспрепятствовать проходу танкера British Heritage, принадлежащего BP, но им помешал британский военный корабль. США и Великобритания ранее обвиняли Иран в атаках на шесть судов у берегов ОАЭ в мае и июне. После того как США в 2018 г. вышли из договоренности по ядерной программе Ирана и ввели против него санкции, Тегеран неоднократно грозил помешать транспортировке нефти и нефтепродуктов через Персидский залив.

В июне также были совершены нападения на два танкера в Оманском заливе (Ормузский пролив соединяет его с Персидским); после этого, по данным Jefferies Financial Group, среднесуточная стоимость фрахта крупного танкера подскочила на 69% до $30 759. С тех пор она снизилась до $23 339 на прошлой неделе, но в июле прошлого года составляла лишь около $14 000. Аналитик Jefferies Рэнди Гивенс теперь ждет нового скачка цен. По его словам, страховые премии для судов, идущих через Персидский залив, в последние недели выросли с обычного 1% до 4% от стоимости груза. Капитаны и команды требуют надбавку за работу в опасных условиях, рассказал Гивенс The Wall Street Journal и добавил, что слышал о танкерах, отплывших из ОАЭ с полным грузом топлива, чьи капитаны теперь отказываются идти через Ормузский пролив.

С ростом опасности растут и расходы, указывают руководители судоходных компаний. Стоимость судов для прохода по Персидскому заливу уже составляет более $50 000 в день, тогда как на других маршрутах – $27 000. «Если корабль зафрахтован на длительный период, то плывешь, куда хочет клиент, – сказал FT греческий судовладелец, управляющий более чем 20 танкерами. – Корабль, экипаж и груз застрахованы, но, несмотря на это, если судно захватят, деньги теряются большие [из-за простоя]».

Через Ормузский пролив проходит около трети всей мировой нефти, поставляемой морским путем, или около 17 млн баррелей в день. По данным Управления энергетической информации США, в 2018 г. около 75% этой нефти и конденсата направлялось в Азию, прежде всего в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Сингапур.

Министерство финансов Великобритании после пятничного инцидента рекомендовало судам под британским флагом воздержаться от прохода через Ормузский пролив. В результате, по данным консалтинговой фирмы Lloyd’s List Intelligence, восемь таких кораблей, включая несколько танкеров, застряли в районе Персидского залива.

Рынок нефти пока спокоен

Цена нефти пока слабо реагирует на инциденты с танкерами. В понедельник из-за пятничных событий она поднялась более чем на 1% за баррель Brent, а во вторник снизилась на 0,2% до $63,16 к 12.50 мск. «Последние события на Ближнем Востоке должны нам напомнить, что ситуация постоянно меняется и может снова резко обостриться», – отмечает Джованни Стауново, аналитик UBS (цитата по Reuters). В банке полагают, что в ближайшие 3–6 месяцев цена поднимется выше $70.
Рынок не верит в войну между Ираном и Западом, а объемы нефти на тех танкерах, с которыми случались инциденты, очень малы, чтобы спровоцировать резкий скачок котировок, сказал FT лондонский нефтяной трейдер. «Но все внимательно следят за ситуацией. Пока же санкции против Ирана подрывают предложение в большей степени, чем ответные действия в отношении этих танкеров», – отметил он.

Приоритетом должно быть дипломатическое разрешение конфликта, но усиление мер безопасности в регионе тоже необходимо, считает Боб Сангинетти, гендиректор Судоходной палаты Великобритании. Он призывает создать международную военную коалицию для обеспечения прохода коммерческих судов. США через несколько часов после захвата в пятницу британского танкера объявили о начале международной операции с целью «усилить наблюдение за ключевыми судоходными путями на Ближнем Востоке, чтобы обеспечить их безопасность и свободу навигации».

Ормузский пролив и так сильно загружен, и военные конвои, учитывая напряженную геополитическую ситуацию, только ухудшат положение дел, опасается Ричард Мид из отраслевого издания Lloyd’s List. Такие конвои станут нормой, возражает Амрита Сен, аналитик Energy Aspects. «Стоимость судоходства и страхования уже росла, а последнее событие еще больше ее увеличит. Азиатские НПЗ теперь будут еще активнее искать альтернативные источники поставок нефти, а судовладельцы – альтернативные пути, где это возможно. Все это увеличит расходы», – приводит ее мнение FT.