РЖД выставила на продажу 40% в энергетической компании

Начальная цена этой доли ТГК-14 – 2,3 млрд рублей
ТГК-14 обеспечивает тепловой и электрической энергией потребителей на территории Забайкальского края и Бурятии/ ТГК-14

Компания «Энергопромсбыт» (51% принадлежит РЖД) выставила на продажу 39,81% акций ТГК-14, сообщил в среду Российский аукционный дом. Начальная цена – 2,3 млрд руб. Торги планируется провести 12 марта. К закрытию торгов на Московской бирже рыночная стоимость такого пакета выросла на 5,2% до 2,38 млрд руб.

«Купив блокирующий пакет акций, инвестор сможет принимать стратегические решения, касающиеся развития компании. Не исключено, что данный лот заинтересует других акционеров, так как для них это прекрасная возможность увеличить долю акций и усилить влияние в собрании акционеров», – приводит «Интерфакс» слова заместителя гендиректора дома Динары Усеиновой.

ТГК-14 создана 7 декабря 2004 г., она обеспечивает тепловой и электрической энергией потребителей на территории Забайкальского края и Бурятии. В состав ТГК-14 входят семь угольных теплоэлектростанций общей мощностью 649,57 МВт, их тепловая мощность – 3120,77 Гкал/ч. 

РЖД приобрела долю в энергокомпании в 2008 г. совместно с группой ЕСН Григория Березкина, потом выкупила долю у партнера. Это делалось в надежде найти нового собственника, объяснял в 2012 г. возглавлявший тогда РЖД Владимир Якунин. В течение 2019 г. владельцем 24,98% в ТГК-14 стало ЗАО «УК «РВМ капитал», следует из отчетности энергокомпании. При этом с 24,89 до 9,96% снизился пакет УК «Тринфико», управляющей пенсионными резервами НПФ «Благосостояние» (РЖД прямо и через дочернюю структуру владеет 25,039% НПФ) и с 19,56 до 4,79% – доля «прочих акционеров». «РВМ капитал» контролируется бывшим советником Якунина Сергеем Орловым. 

Владелец оставшихся 20,46% акций ТГК-14 неизвестен. Распоряжавшаяся ими УК «Трансфингруп» (39,8% контролируются НПФ «Благосостояние) продала эту долю, сообщила 12 февраля ТГК-14.

Монополия давно пытается продать долю в энергокомпании. РЖД покупала ее для электрификации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, но сейчас эти задачи выполняет ФСК, рассуждает старший аналитик АКРА Денис Красновский: «Игроков, которые могли бы купить этот актив, мало. Вероятно, они ждут, пока цена на него снизится. Критической необходимости в этом активе, по моему мнению, у потенциальных покупателей нет». ТГК-14 – непрофильный актив для РЖД, его управление и развитие требует серьезных ресурсов, говорит начальник отдела инвестидей «БКС брокера» Нарек Авакян. Он отмечает, что в этот раз монополия продает актив через схему голландского аукциона (аукцион на понижение цены. – «Ведомости»), который позволит РЖД реализовать актив как можно быстрее, пусть и с некоторой уступкой в цене. Компания может стоить 4,5–5 млрд руб. без учета долговых обязательств, пакет РЖД – 1,5–2 млрд руб., считает Авакян. 

Андрей Старков
заместитель гендиректора РЖД

«Мы покупали ТГК-14, когда не было альтернативных дублирующих поставщиков электроэнергии для восточного полигона (так в РЖД называют совокупность Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. – «Ведомости»). Сейчас программа, которую проводят ФСК, «Россети» в этой части, абсолютно адекватна – там все обеспечено. Поэтому для нас [ТГК-14] становится непрофильным, ищем точку выхода». 29 января (цитата по «Интерфаксу»)

В отчете за 2018 г. компания отмечала значительный износ основных фондов и недостаток инвестиций для замещения выбывающего оборудования при возрастающем спросе на энергию. Компания должна обновить 167 МВт по договорам о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют доходность инвестиций в 14%. Новый ДПМ увеличит привлекательность актива, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Но принципиально на решение о покупке это не повлияет, считает Красновский.

Проявлял ли кто-то интерес к покупке доли РЖД в ТГК-14 и какую сумму предполагается выручить от ее продажи, представитель монополии не сказал. Представитель ТГК-14 не ответил на запрос «Ведомостей».