«Аэрофлот» вдвое снизил цены на полеты внутри России

Авиакомпании готовы работать в убыток, лишь бы не растерять оставшихся клиентов
«Аэрофлот» снизил на весну цены на полеты внутри России примерно вдвое /Максим Стулов / Ведомости

«Аэрофлот» на прошедших выходных заметно снизил цены на российские направления с вылетом в марте, апреле и мае, следует из информации на сайте национального перевозчика. «Ведомости» изучили самые востребованные маршруты из Москвы: самые доступные билеты «Аэрофлота» на весну в Санкт-Петербург, Краснодар, Волгоград, Самару, Красноярск, Сочи, Омск, Екатеринбург, Иркутск, Пермь и Тюмень стоят на 40–60% дешевле, чем в эти же города в октябре – ноябре. Билеты в Ростов-на-Дону, Новосибирск и Казань на 15–20% дешевле, чем осенью 2020 г.

Например, билеты в Санкт-Петербург в один конец стоят ровно вдвое дешевле, чем раньше, – 2300 руб. против 4600. В Омск и Краснодар – соответственно 3900 и 2800 руб., а ранее стоили 11 600 и 5500 руб.

«Аэрофлот» не снизил цены только в дальневосточные города – Владивосток, Хабаровск, Магадан, Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск. Но сюда пассажиров эконом-класса «Аэрофлот» и так возит по так называемому плоскому тарифу ниже себестоимости. Не подешевели и субсидируемые из федерального бюджета перелеты в Симферополь и Калининград.

Внутрироссийские рейсы – это все, что осталось у «Аэрофлота» и других отечественных авиакомпаний. Из-за коронавируса и связанных с ним ограничений все российские авиаперевозчики прекратили полеты за рубеж. Даже у «Аэрофлота» сохранилось всего с десяток направлений – в некоторые европейские столицы и Нью-Йорк.

«В нормальной ситуации билеты на апрель – май – а эти месяцы относятся к высокому сезону – не могут стоить дешевле, чем билеты на октябрь – ноябрь – это низкий сезон, плюс при покупке за полгода до вылета цены минимальны, так как пассажир, по сути, кредитует авиакомпанию», – говорит сотрудник компании – провайдера системы бронирования. При выгрузке тарифов в систему бронирования цены одинаковы, потом по мере распродажи самых дешевых билетов они растут, добавляет он.

«Авиация столкнулась с самым тяжелым кризисом за всю историю. Наши предыдущие самые худшие сценарии спустя несколько недель выглядят позитивнее новых оценок...Мировая отрасль может потерять $252 млрд выручки или 44% от показателя 2019 г.»

Александр де Жуньяк
гендиректор IATA

Цены почти на все российские направления «Аэрофлота» с вылетом в марте – мае снижены примерно на 50%, подтвердил «Ведомостям» человек, близкий к группе «Аэрофлот». Теперь билеты у перевозчика стоят несколько дешевле или примерно на одном уровне с ценами его крупнейших конкурентов – S7 и «Уральских авиалиний». Эти две авиакомпании тоже снизили цены, особенно на апрель, следует из тарифов в их системе бронирований. Билеты подешевели в среднем на 20–25%, говорит представитель «Уральских авиалиний». Представитель S7 на запрос «Ведомостей» не ответил. Даже у Utair, которая не предлагает пассажирам еду в полете, цены по некоторым направлениям выше, но по другим – на 1000–1500 руб. дешевле.

Но самые низкие цены в апреле остаются у «дочки» «Аэрофлота» – лоукостера «Победа». Правда, если у остальных перевозчиков цены примерно одинаковы каждый день, то у «Победы» в зависимости от дня недели они могут отличаться в разы. На последние дни апреля и мая ее билеты дороже, чем у конкурентов. «Победа» специально цены не снижала, просто из-за низкого спроса в продаже до сих пор остается много дешевых билетов, говорит человек, близкий к группе «Аэрофлот».

Перевозчики загружают свои тарифы на предстоящий сезон в специализированные системы, откуда их подгружают системы бронирования, объясняет вице-президент одного из крупнейших глобальных поставщиков IT-технологий для авиаотрасли SITA в России и СНГ Дмитрий Краснов. На каждом рейсе в рамках разных классов обслуживания может быть до нескольких десятков тарифов. Как только выкупается квота по самому дешевому, система его закрывает и выставляет билеты по более дорогому. Также система закроет более низкий тариф до выбора квоты, если билеты по нему продаются быстрее обычного, продолжает Краснов.

Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун предупреждал, что высвобождаемые с международных линий лайнеры будут частично направляться на внутренние рейсы, что приведет к снижению и так убыточных тарифов. Цены снижают, чтобы хоть как-то привлечь пассажиров и поддержать приток денег, говорят сотрудники двух авиакомпаний. Уже в марте из-за закрытия международных рейсов и снижения спроса на внутренние падают перевозки у авиакомпаний на 15–30%, приводят цифры сотрудники двух авиакомпаний. Но намного страшнее, что продажи на лето падают в разы, просто перестают поступать денежные средства, добавляет один из собеседников.

Несколько авиакомпаний уже приостановили полеты из-за коронавируса, крупнейшие из них – Emirates и Etihad. В разы сократили количество рейсов и не исключают полной остановки крупнейшие европейские перевозчики – Ryanair, Lufthansa, easyJet, Wizz Air.