Бизнес просит разрешения развозить интернет-покупки по выделенным полосам

Это ускорит доставку и снизит издержки
Спрос на доставку покупок резко вырос с распространением коронавируса в России /Евгений Разумный / Ведомости

Торгово-промышленная палата России (ТПП) предложила властям Москвы и Санкт-Петербурга изменить Правила дорожного движения (ПДД) для курьеров онлайн-магазинов и служб доставки в связи с высоким спросом из-за коронавируса. Письма с такими предложениями председатель комитета по развитию электронной торговли ТПП Алексей Федоров 23 марта направил мэру Москвы Сергею Собянину и вице-губернатору Петербурга Евгению Елину. «Ведомости» ознакомились с копиями документов, их подлинность подтвердил представитель ТПП. Представитель Собянина сказал, что письмо не получено, Елина – не ответил на запрос.

Онлайн-магазины заметили резкий рост спроса в начале февраля. Из-за коронавируса россияне сначала скупали медицинские маски и антисептики, а после перешли на нескоропортящиеся продукты, технику и др.

С середины марта многие компании работают удаленно, школьники и студенты перешли на дистанционное обучение – власти рекомендовали россиянам самоизолироваться, а граждан старше 65 лет обязали не выходить из дома. 25 марта президент России Владимир Путин объявил о нерабочей неделе для страны с 30 марта по 5 апреля.

По данным ТПП, в феврале – марте 2020 г. число онлайн-заказов выросло на 50% год к году. Из-за этого многие сервисы увеличили сроки доставки до нескольких дней.

ТПП предлагает властям Москвы и Петербурга разрешить курьерам ездить по выделенным полосам для общественного транспорта и при необходимости ненадолго парковаться там, где это запрещено. Предполагается, что компании подадут властям списки автомобилей доставки, говорит представитель ТПП.

Подобные меры могут сократить время, которое курьер тратит на доставку заказа, на 20–40%, считает Федоров. Это существенно сократит издержки и позволит осуществлять бесплатную доставку даже в отдаленные районы города, полагает он.

У самих участников рынка нет единого мнения. Так, вице-президент по операционной деятельности логистической компании DHL Express в России Юрий Шевченко считает, что в изменении правил ПДД для курьеров нет необходимости: в Москве и Петербурге сейчас, как никогда, свободное движение, мало машин. 25 марта «отмечается спад нагрузки на транспортную сеть», подтвердил представитель Собянина.

20–40%

составит сокращение времени доставки, если курьерам разрешить ездить по выделенкам и недолго парковаться, где запрещено. В феврале – марте 2020 г., по оценке ТПП, рост онлайн-заказов составил 50% год к году

Возможность для курьеров ездить по выделенным полосам будет полезна, только если мера заработает в течение пары недель, уверен представитель goods.ru. А вот кратковременная парковка в неположенных местах, по его мнению, не потеряет актуальность и после коронавируса: курьерские компании включают в стоимость услуг затраты на парковку. Если курьеры не будут получать штрафы за парковку в неположенных местах, это может снизить и конечную цену для покупателя, рассуждает он.

По словам управляющего сервисом доставки продуктов iGooods Григория Куниса, в центре города курьер в среднем тратит 10–20 минут на поиск парковки, пробки тоже увеличивают время доставки. Предложения ТПП нивелируют технические задержки и помогут предоставлять более качественные и недорогие услуги, считает представитель другого сервиса доставки – SaveTime.

«Яндекс.Еда» почти не использует курьеров с автомобилями для доставки из ресторанов из-за пробок и парковки, говорит представитель сервиса. По его словам, меры ТПП помогут нарастить долю автомобильной доставки: люди будут получать заказы быстрее, а рестораны смогут увеличить радиус доставки.

20 марта с просьбой разрешить курьерам использовать выделенные полосы и парковаться на тротуарах и местах для инвалидов к мэру Москвы обратилась Ассоциация компаний интернет-торговли. Она также предложила сделать льготным въезд большегрузов в Москву и бесплатной трассу М11 Москва – Санкт-Петербург для курьеров.