Сертификация российского среднемагистрального лайнера МС-21 отложена на 2021 год

Поставки его авиакомпаниям могут начаться только в конце следующего года
Департамент PR Корпорации «Иркут»

Лайнер МС-21-100 получит российский сертификат типа примерно в середине 2021 г., ожидает министр промышленности и торговли Денис Мантуров, об этом он рассказал в интервью «Ведомостям». Ранее производитель МС-21 корпорация «Иркут» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) планировала сертифицировать МС-21 в конце этого года.

Сертификат типа – это основополагающий документ в гражданском авиастроении, он подтверждает возможность безопасной эксплуатации модели, без него невозможны поставки самолета авиакомпаниям. Российский сертификат выдает Росавиация. МС-21 – главный проект российского авиапрома, потенциальный конкурент самых распространенных в мире реактивных пассажирских самолетов – среднемагистральных Boeing 737 и Airbus 320/321.

Летные испытания МС-21 идут с мая 2017 г. Сейчас в летных испытаниях участвуют четыре опытных лайнера МС-21. Изначально сертифицировать лайнер планировалось в конце 2019 г. В конце 2018 г. на производителя композитного крыла для МС-21 – входящую в ОАК компанию «Аэрокомпозит» – были наложены санкции США, компания лишилась возможности покупать импортное сырье для крыла и стала ждать разработки российского аналога Росатомом. Сертификация МС-21 была передвинута на конец 2020 г., а старт поставок «Аэрофлоту» – на начало 2021 г.

Сейчас собрано 175 твердых заказов на МС-21. Крупнейший заказчик с 50 лайнерами – «Аэрофлот».

При сертификации в середине 2021 г. первый коммерческий самолет может быть отгружен авиакомпаниям в конце следующего года, продолжает Мантуров. Сертификация замедлилась из-за эпидемии коронавируса, объяснил Мантуров, передвижение по стране участников российской кооперации было затруднено. С российским сертификатом типа возможны поставки самолета только в Россию, для экспорта модели нужен сертификат Европейского агентства по безопасности полетов (EASA). Специалисты EASA и Росавиации уже несколько лет параллельно сертифицируют МС-21. Но доступ в Россию пилотов и специалистов EASA сейчас закрыт в связи с эпидемией. Европейский сертификат ожидается на год позже российского, добавил Мантуров.

Концерны Boeing и Airbus обычно сертифицируют новые модели лайнеров в течение одного – полутора лет с начала летных испытаний. Хотя во многих программах бывают задержки. Сертификация МС-21 затянулась в том числе потому, что у ОАК нет опыта самостоятельной сертификации – это очень дорогостоящий и сложный процесс, объясняли «Ведомостям» источники в ОАК. МС-21 – это всего лишь второй гражданский лайнер, разработанный в России с нуля. Первый – ближнемагистральный SSJ100 – помогала сертифицировать корпорация Boeing, выступавшая консультантом проекта.

Каждый испытательной полет – это целый эксперимент, который длится несколько часов и стоит десятки тысяч долларов. А ОАК накопила к концу 2019 г. 530 млрд руб. долгов, только на проценты тратила около 30 млрд руб. в год и испытывала дефицит средств на развитие. Только в мае правительство приняло окончательно план финансового оздоровления ОАК: на покрытие части долгов она получит примерно 250 млрд руб. из бюджета, долги чуть меньше чем на 150 млрд руб. будут реструктурированы госбанками на 15 лет.

Сертификация в середине 2021 г. со стартом поставок самолетов в начале 2022 г. – это самый оптимистичный сценарий, возможный при идеальном ходе дальнейших испытаний, утверждают три источника «Ведомостей» в ОАК. Но идеально почти никогда не бывает ни у одного авиастроительного концерна, сертификация может затянуться на весь 2021 г. с переходом в 2022 г., соответственно, старт поставок лайнера тоже может состояться только в 2023 г., говорят два собеседника «Ведомостей».

«Пандемия сказывается на ситуации в авиационной отрасли по всему миру. МС-21 – безусловно международный проект, пандемия влияет и на него. Например, в рамках сертификационных испытаний МС-21 существенно увеличилось время получения комплектующих, были перенесены на более поздний срок полеты в других регионах и климатических зонах. Была ограничена мобильность российских специалистов, а для зарубежных специалистов ограничения актуальны до сих пор», – рассказал представитель ОАК.

Тем не менее мы делаем все возможное для успешного прохождения сертификационных испытаний: после перерыва в середине апреля возобновились полеты, их интенсивность растет – за два с половиной месяца выполнено около 60 полетов, добавил представитель ОАК. Сроки получения сертификата типа и начала поставок самолетов авиакомпаниям он не комментирует.