НПЗ предложат особые условия модернизации

В нефтепереработку хотят привлечь порядка 200 млрд рублей допинвестиций за счет СЗПК
На фоне падения доходности нефтепереработки правительство пытается поддержать НПЗ/ Sergei Karpukhin / Reuters

Минэкономразвития разработало проект постановления правительства РФ, позволяющий проводить модернизацию НПЗ для глубокой переработки нефтяного сырья в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). «Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердили в ведомстве.

Постановление утверждает перечень установок для вторичной переработки нефти, при вложении денег в которые собственник НПЗ сможет заключать СЗПК. Это агрегаты крекинга (высокотемпературной переработки нефти), замедленного коксования, реформинга и изомеризации бензина; очистки нафты, керосина, дизтоплива и дистиллятов; депарафинизации и др.

В Минэкономразвития считают, что документ позволит создать стабильные условия для осуществления вложений в новые инвестпроекты в сфере глубокой переработки нефтяного сырья и тем самым будет стимулировать выпуск в России продукции с высокой добавленной стоимостью. По предварительным оценкам ведомства, принятие постановления позволит реализовать проекты по СЗПК с общим объемом инвестиций более чем 200 млрд руб.

Закон о СЗПК принят в апреле прошлого года. Такие соглашения, которые компании заключают с властями федерального и регионального уровней, гарантируют неизменность ключевых условий ведения бизнеса (налоговых платежей, условий землепользования и градостроительства) на срок 6–20 лет, а также позволяют возместить затраты на создание инфраструктуры под конкретный проект.

Инвестор, в свою очередь, обеспечивает оговоренный заранее уровень вложений. Первые СЗПК с общим объемом инвестиций в 135,7 млрд руб. были заключены в декабре прошлого года. Соглашения с властями подписали, в частности, группа ЕСН, Wildberries, «Мираторг», входящее в «Фосагро» предприятие «Апатит». Нефтяники смогут получать такие же преференции, как и остальные участники СЗПК, дополнительных льгот для них не планируется, уточнили в Минэкономразвития.

По оценкам ИГ «Петромаркет», сегодня в среднем по стране выход светлых нефтепродуктов (автобензин, дизтопливо, авиакеросин, нафта, судовое маловязкое топливо, растворители и проч.) на НПЗ составляет около 60% от объема переработанной нефти, а темных (мазут, вакуумный газойль, битум и т. д.) – около 35%. Оптимальным уровнем можно считать соотношение в районе 78% по светлым и 15% по темным продуктам, считает гендиректор «Петромаркета» Иван Хомутов. Он добавляет, что ряд российских НПЗ действительно нуждаются в модернизации – строительстве новых установок коксования, гидрокрекинга, каталитического крекинга.

Строительство и ввод новых установок вторичной переработки занимает как минимум 3–5 лет, окупаемость таких проектов составляет около 10 лет, говорит консультант Vygon Consulting Евгений Тыртов.

Ключевое преимущество СЗПК в том, что при ухудшении налоговых условий или снижении субсидирования нефтепереработки рентабельность нового проекта не изменится, добавляет он. Но не все проекты смогут стабилизировать налоговые условия через механизм СЗПК. Заключить соглашение можно лишь по новым инвестпроектам, для текущих, по словам Тыртова, действие механизма не предусмотрено. Есть и ряд других ограничений. Так, СЗПК может быть заключено только с организацией, непосредственно реализующей инвестпроект (он должен будет генерировать не менее 90% выручки этой организации). Поэтому соглашение будет распространяться на деятельность не всего НПЗ, а только его дочерней структуры, созданной под конкретный проект, добавил Тыртов.

Источник «Ведомостей» в отрасли говорит, что в первую очередь СЗПК будут выгодны для вертикально-интегрированных нефтяных компаний, которые уже активно вкладываются в модернизацию своих НПЗ, например для «Роснефти» и «Татнефти».

Гендиректор «Танеко» (входит в «Татнефть», владеет НПЗ в Нижнекамске) Илшат Салахов сообщил «Ведомостям», что компания рассматривает ряд инвестпроектов в области нефтехимии и вторичной переработки нефти, которые могут быть реализованы через механизм СЗПК «в наибольшем масштабе и с максимальной эффективностью для экономики России». «Изменения налогового законодательства, с которыми пришлось столкнуться «Татнефти» в ходе реализации проекта «Танеко», вынуждали нас несколько на ходу пересматривать инвестиционные планы», – передал он через представителя. 

В «Роснефти», «Лукойле», «Газпром нефти», «Фортеинвесте» и «Сургутнефтегазе», на которые в совокупности приходится порядка 90% российской нефтепереработки, на запросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили в Минэнерго.

Но Хомутов сомневается, что возможность заключить СЗПК станет серьезным стимулом для нефтяников к углублению переработки. Он напоминает, что на это рассчитана другая мера – введенная с 1 января 2021 г. инвестиционная надбавка к возвратному акцизу на нефть. Инвестнадбавка – это субсидия из бюджета, которая будет выплачиваться НПЗ при условии строительства им определенного набора установок на сумму не менее 50 млрд руб. Этот механизм, по мнению Хомутова, весьма эффективен и позволит до 2030 г. привлечь в нефтепереработку дополнительно порядка 800 млрд руб. Возможность заключить СЗПК вряд ли позволит заметно увеличить эту сумму – она и без того предельно высокая и позволит подавляющему большинству отечественных НПЗ выйти на продвинутый уровень, добавил он.

Рентабельность нефтепереработки в РФ снижается на фоне налогового маневра в нефтяной отрасли, предусматривающего постепенное снижение экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в 2019–2024 гг. с 30% до нуля с пропорциональным повышением НДПИ. На фоне падения доходности нефтепереработки правительство пытается поддержать НПЗ. В частности, с 2019 г. в стране уже действует механизм налогового вычета по акцизу для нефтеперерабатывающих заводов, инвестирующих в увеличение доли выпуска бензина и дизеля класса «Евро-5». 

Зампредседателя наблюдательного совета ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов) Дмитрий Гусев отметил, что экспорт мазута из России уже снижается: в 2020 г. было поставлено за рубеж 31,6 млн т против 57,6 млн т в 2010 г. При этом экспорт бензина АИ 95 за тот же период вырос почти вдвое – до 13,3 млн т, а АИ 92 – остался на уровне 23–24 млн т в год.