«АвтоВАЗ» резко снизил темпы продаж в июле

Дилеры получили не все заказанные автомобили из-за дефицита комплектующих
Этим летом «АвтоВАЗ» неоднократно останавливал конвейер из-за дефицита микроэлектронных компонентов / Валерий Шарифулин / ТАСС

В июле 2021 г. в России было продано 32 013 легковых и легких коммерческих автомобилей Lada, сообщил «АвтоВАЗ» 3 августа. Это лишь на 1% больше, чем в июле прошлого года, но на 20% меньше, чем компания продала в июне (40 096 автомобилей). В частности, продажи бестселлера Granta снизились на 30% к предыдущему месяцу (до 10 885 единиц), Vesta – на 17% (до 10 223 единиц), следует из данных «АвтоВАЗа».

Вплоть до июня «АвтоВАЗ» работал в полную силу и даже обгонял рынок. В 2021 г. продажи автомобилей в России в целом динамично росли на низкой базе – рост рынка за полгода составил 37% к аналогичному периоду 2020 г., до 870 749 автомобилей. Но рост продаж Lada за тот же период составил 51%.

Снижение темпов роста продаж «АвтоВАЗа» год к году с 43% в июне до 1% в июле связано с недостаточной отгрузкой автомобилей дилерам из-за дефицита компонентов, сказал «Ведомостям» представитель крупного регионального дилера Lada. Каких комплектующих не хватает, он не уточнил. «В июле отгрузки по нашей группе «АвтоВАЗ» выполнил на 90%», – сказал источник. Собеседник прогнозирует, что в августе его компанией будет продано меньше машин, чем в июле. Очень мало автомобилей запланировано Волжским автозаводом в производство и отгрузку, пояснил он.

«У нас серьезное снижение продаж по Lada в июле из-за недопоставки автомобилей», – подтверждает представитель другого федерального дилера марки. По его словам, складские запасы автомобилей Lada у его компании составляют две трети от необходимого объема. Эти запасы придется частично растянуть и на август, поскольку поставка в этом месяце от «АвтоВАЗа» будет вполовину меньше, чем законтрактовано, сетует он.

«Мы могли бы продать на 10% больше автомобилей Lada в июле, и рынок бы их принял», – сказал «Ведомостям» председатель совета директоров «БН-моторс» Алексей Подщеколдин. Но маленький складской запас не позволил этого сделать, отмечает он. Топ-менеджер ожидает, что ситуация с дефицитом автомобилей растянется еще на несколько месяцев.

Как писали «Ведомости», этим летом «АвтоВАЗ» неоднократно останавливал конвейер из-за дефицита микроэлектронных компонентов марки Bosch. Последний такой инцидент произошел 22–23 июля (перед началом летнего корпоративного отпуска компании): на два дня было остановлено производство автомобилей Lada Granta. В результате этого самая популярная модель на российском рынке (на нее приходится 8% продаж от общего числа новых автомобилей. – «Ведомости») не будет производиться почти месяц. Дилеры опасались, что столь длительная приостановка выпуска Granta может привести к ее дефициту.

По той же причине ­сборка Lada останавливалась 2 и 3 июня. И едва запустив конвейер после двухдневного простоя, компания вновь была вынуждена продлить его до 9 и 11 июня (в зависимости от производственной линии). В конце месяца на короткое время завод также приостанавливал линии сборки Lada Largus и Xray. В итоге «АвтоВАЗ» был вынужден начать предлагать дилерам Lada Vesta, Xray и Largus в особой комплектации «комфорт лайт» – без мультируля и мультимедийной системы.

Недопоставка автомобилей дилерам грозит «АвтоВАЗу» потерей выручки, говорит аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «С другой стороны, прибыльность бизнеса не пострадает, потому что спрос высокий и на текущем рынке у «АвтоВАЗа» есть все возможности компенсировать потери за счет покупателей», – сказал он «Ведомостям». По словам аналитика, у «АвтоВАЗа» сильные позиции на рынке – на Lada приходится пятая часть продаж всех легковых и легких коммерческих автомобилей в России. Поэтому в целом перспективы «АвтоВАЗа» достаточно неплохи, считает он.

«АвтоВАЗ» уже четыре раза поднимал цены на свои автомобили в этом году. Последний – с 1 июля, в среднем на 2–4% на весь модельный ряд.