«АвтоВАЗ» почти на месяц остановил сборку Lada Granta

Это грозит дефицитом самого популярного автомобиля на рынке
Максим Стулов / Ведомости

Выпуск автомобилей семейства Lada Granta приостановлен 22–23 июля в связи с нехваткой электронных компонентов марки Bosch, сообщил «Ведомостям» представитель «АвтоВАЗа». Затем, в период с 26 июля по 15 августа, компания уходит в корпоративный отпуск и не будет выпускать автомобили вообще. «У нас планировался корпоративный отпуск, и мы в него уходим. Каждый год это одни и те же даты – последняя неделя июля плюс две первые недели августа. Автомобили Lada на всех площадках «АвтоВАЗа» выпускаться в это время не будут», – пояснил представитель компании. Таким образом, производство семейства Granta возобновится лишь через 25 дней.

Lada Granta – лидер российского рынка новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первое полугодие 2021 г. было продано 71 208 таких автомобилей (это более 8% рынка). Это на 43% больше по сравнению с тем же периодом 2020 г. 2-е место в модельном топе рынка за первое полугодие с большим отрывом занимает Lada Vesta. Продажи этого автомобиля выросли на 34% до 57 031, свидетельствуют данные АЕБ. Всего же «АвтоВАЗ» продал 200 219 автомобилей в первом полугодии (+51%). Granta остается самым дешевым автомобилем как в линейке «АвтоВАЗа», так и на всем российском рынке. Цены на модель стартуют с отметки в 532 000 руб.

Автодилеры опасаются, что столь длительная приостановка выпуска модели приведет к ее дефициту. «По Granta из ожидаемых поставок июля было отгружено лишь 50%. Того, что имеем на складе на данный момент, достаточно, чтобы закрыть июль по продажам. Если в августе после выхода завода из отпуска проблема с комплектующими останется, то ожидается сильный дефицит по самой востребованной модели», – сказал «Ведомостям» основатель и гендиректор «Транстехсервиса» Вячеслав Зубарев. У «Автомира», как и у других дилеров, со складскими запасами по этой модели плохо, говорит представитель компании. По его оценкам, дефицит продлится до начала сентября. «Мы ожидаем смещения спроса в сторону подержанных автомобилей. В августе будет ­жесточайший дефицит, ­какого у «АвтоВАЗа» еще не бывало. И ничего эту ситуацию уже не изменит», – пессимистичен собеседник газеты.

25 дней

лишь через такой срок возобновится производство лидера российского рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей

Причиной приостановки конвейера «АвтоВАЗа» стал дефицит микроэлектронных компонентов Bosch, и так происходит уже не впервые. По той же причине ­сборка Lada останавливалась 2 и 3 июня. Едва запустив конвейер, компания была вынуждена продлить простой до 9 и 11 июня (в зависимости от производственной линии). Краткосрочная приостановка сборки Lada Largus и Xray была зафиксирована и в конце месяца. В итоге «АвтоВАЗ» был вынужден начать предлагать дилерам Lada Vesta, Xray и Largus в особой комплектации «комфорт лайт» – без мультируля с функцией круиз-контроля и мультимедийной системы.

Об этом «Ведомостям» рассказывали продавцы марки. Стоимость такой комплектации лишь на 10 000–13 000 руб. ниже, чем с указанными опциями, но ­зато такие автомобили есть в наличии у дилеров. А по тем, которые оснащены ­богаче, срок ожидания составляет порядка двух месяцев без гарантии сохранения цены, говорили автодилеры. Но и это не помогло заводу. «АвтоВАЗ» 14 и 16 июля вновь объявлял простой на про­изводственной линии В0, где делают Largus и Xray, а также ведется сборка Renault Logan и Sandero, передавал ­«Интерфакс». Причина называлась прежняя – недопоставка комплектующих автоэлектроники от Bosch.

При этом «АвтоВАЗ» намерен на 10% увеличить производственный план на 2021 г. из-за роста российского авторынка, передавало агентство. Для этого компания собирается на час продлить рабочие смены в производственных подразделениях на период с 6 сентября по 31 ноября. Продажи новых легковых автомобилей и LCV в России за первое полугодие выросли на 37% до 870 749 единиц, свидетельствуют данные АЕБ. На фоне такого роста рынка ассоциация увеличила свой прогноз по 2021 г. на 7,7 процентного пункта до 9,8% и 1,756 млн проданных автомобилей.

Эксперт SBS-Consulting Дмитрий Бабанский ожидает, что проблема с дефицитом автомобильной микроэлектроники в России будет решена уже в конце лета – начале осени этого года. «Если проблема действительно будет решена в эти сроки, то достижение производственного плана «АвтоВАЗа» вполне реалистично. Ну и получается логично сейчас уходить в отпуск, так как проблема с компонентами мешает ритмичной работе завода», – сказал он «Ведомостям».