«Мечел» разморозил железорудный проект в Якутии

Это позволит компании повысить обеспеченность сырьем на фоне высоких мировых цен
«Мечел» вслед за «Евразом» начал инвестировать в добычу руды (на фото Коршуновский ГОК)/ «Мечел»

«Мечел» разморозил проект по освоению Сиваглинского месторождения железной руды в Якутии, сообщила пресс-служба компании 9 сентября. Группа уже приступила к разработке проектно-сметной и разрешительной документации, к эксплуатации намерена приступить в IV квартале 2022 г. Инвестиции в проект до конца 2022 г. составят около 2 млрд руб.

До конца 2022 г. компания намерена добыть 300 000–400 000 т руды, а с 2023 г. годовая добыча составит порядка 1 млн т. Как пояснил гендиректор «Мечела» Олег Коржов, запуск месторождения позволит повысить самообеспеченность компании железорудным сырьем до 60% (с нынешних 40–50%). Коржов подчеркнул, что руды Сиваглинского месторождения являются «практически готовой товарной продукцией».

По словам топ-менеджера, с вводом в эксплуатацию другого железнорудного месторождения компании в Якутии – Пионерского – общая производственная мощность активов компании в регионе достигнет 3,5 млн т руды в год. Представитель «Мечела» пояснил «Ведомостям», что запуск Пионерского запланирован «в перспективе пяти-шести лет».

В декабре 2019 г. Роснедра досрочно прекратили право пользования «Мечела» на Сиваглинское и Пионерское месторождения, так как компания не выполнила ряд лицензионных обязательств из-за проблем с финансированием. Однако в 2020 г. компания вернула себе лицензии через суд.

Что такое Сиваглинское месторождение

«Мечел» владеет лицензией на разработку Сиваглинского месторождения железной руды с марта 2012 г. через дочернюю компанию «Якутуголь». Месторождение находится в 135 км к северу от Нерюнгри (Якутия) и в 9 км от железнодорожной линии, примыкающей к БАМу. Площадь месторождения – 2,2 кв. км, запасы для открытой отработки – 21 млн т руды. В настоящее время на месторождении завершены геологоразведочные работы общей стоимостью 385 млн руб. и пройдены промышленные испытания по переработке руды на Челябинском металлургическом комбинате. На расстоянии 8 км от проекта расположено Пионерское железорудное месторождение, лицензией на которое также владеет «Якутуголь».

Начальник управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов поясняет возобновившийся интерес компании к железорудным проектам высоким уровнем цен на железную руду на мировом рынке. В начале августа цены достигали уровня в $220 за тонну руды с содержанием 62% железа на базисе CFR (Китай), напоминает он. Сейчас стоимость скорректировалась до $130–140 за тонну, но данный уровень все равно значительно выше ожиданий рынка и средних цен за последние 10 лет.

«Мечел», по словам Красноженова, сможет не только сам потреблять руду с Сиваглинского месторождения, но и экспортировать в Китай. Преимуществами Сиваглинского являются высокое содержание железа в руде, что снимает вопрос строительства обогатительной фабрики, и близкое расположение к Транссибу, подчеркивает эксперт.

Рост интереса к железорудным проектам приобретает общемировой характер, добавляет аналитик по товарным рынкам «Открытие брокера» Оксана Лукичева. Она обратила внимание, что об увеличении производства руды сообщили такие крупные мировые производители, как Vale, Rio Tinto, BHP.

В августе 2021 г. о разморозке железорудного проекта в Якутии «Тимир» заявила компания «Евраз» (49% в проекте принадлежит алмазодобывающей компании «Алроса»). На тот момент президент компании Александр Фролов заявил журналистам, что в 2021 г. компания намерена начать работы по подготовке строительной площадки. Он пояснял, что самообеспеченность железорудным сырьем – один из стратегических вопросов для «Евраза». Проект «Тимир» предусматривает добычу 15 млн т руды в год и производство 6–7 млн т готовой продукции.

Также рассматривает развитие железорудных проектов ММК. Он обеспечен собственным железорудным сырьем лишь на 17%, следует из отчета компании за 2020 г. В июне начальник управления финансовых ресурсов ММК Мария Никулина говорила, что компания «ждет интересных железорудных проектов» на российском рынке для повышения уровня обеспеченности собственным сырьем, а также рассматривает возможность дополнительных инвестиций в развитие рудника «Малый Куйбас».

Красноженов также напоминает, что интерес к расширению рудных проектов на своих дальневосточных предприятиях есть и у компании IRC (крупнейший акционер – золотодобытчик Petropavlovsk с долей 31,1%). Управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримов уточняет, что ранее речь шла о разработке Гаринского месторождения железной руды в Амурской области, где, по оценкам IRC, себестоимость добычи в 2015 г. была на уровне $43 за тонну. С учетом роста цен на руду и снижения курса рубля разработка месторождения может стать привлекательной, говорит он.

По словам Красноженова из Альфа-банка, дефицит железорудного сырья связан с тем, что Китай импортирует около 90% потребляемой руды, а основные мировые поставщики не успевают покрывать рост спроса. В связи с этим растут и ставки фрахта, поэтому и текущие цены $130–140 за тонну в среднесрочной перспективе сохранятся, считает аналитик. Лукичева подтверждает, что на китайском рынке наблюдается острый дефицит руды: производство внутри страны в 2020 г. составило около 870 млн т, а импорт – 1,7 млрд т.

По данным Таможенного управления Китая, импорт руды за восемь месяцев 2021 г. на 1,7% ниже, чем за тот же период 2020 г. По мнению аналитиков «Открытие Research», увеличение производства руды в Китае может привести к избытку в среднесрочной перспективе и снизить уровень цен в 2022–2023 гг. до среднегодовой цены в $84–86 за тонну, указывает Лукичева. С августа цены на руду снижаются и на 9 сентября на Даляньской товарной бирже составили $124,8 за тонну, свидетельствуют данные Refinitiv. При этом Каримов из «Открытие Research» считает, что в 2022–2023 гг. цены железорудного концентрата будут оставаться выше средних значений 2015–2019 гг., но к 2025 г. на фоне роста предложения котировки могут достигнуть уровня в $75 за тонну.