ЕС запрещает импорт стали из России

Российским металлургам придется спешно менять направления экспортных поставок
По оценкам, наиболее болезненно новые санкции ударят по «Северстали» и группе НЛМК (на фото председатель совета директоров «НЛМК» Владимир Лисин (слева) и председатель совета директоров «Северстали» Алексей Мордашов)/ Андрей Гордеев / Ведомости

ЕС вводит запрет на поставки стали из России, об этом заявил 13 марта министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан в эфире радиостанции France Inter. По его словам, санкции должны были начать действовать уже с воскресенья. По словам министра, ЕС также запретит инвестировать в российскую нефтедобычу и поставлять в Россию предметы роскоши.

Но окончательно согласовать пакет санкций в тот же день Еврокомиссии не удалось. Как сообщает ТАСС, в соцсетях французского представительства в ЕС вечером 13 марта было сообщено, что «доработка и апробация» санкций пройдут в понедельник, 14 марта.

Новые санкции против российских компаний, чиновников и бизнесменов вводятся ЕС, Великобританией, США и их странами-сателлитами после начала российской специальной военной операции на Украине, которая продолжается с 24 февраля.

По итогам 2021 г. Россия, по данным ФТС, экспортировала только стального проката на $7,36 млрд, превысив аналогичный показатель 2020 г. вдвое. Физический объем поставок вырос на 11,6% до 8,5 млн т. По данным Росстата, в 2021 г. металлурги нарастили выпуск проката на 7,5% по сравнению с 2020 г. до 66,4 млн т.

В 2021 г. на фоне послепандемийного восстановления мировой экономики уже наблюдался рекордный за последнее десятилетие рост цен на сталь. В России внутренние цены следовали за экспортными. По оценкам рейтингового агентства «Русмет», в России в 2021 г. пик роста пришелся на 18 июня, когда стоимость арматуры выросла до 79 127 руб. за 1 т, тогда как в январе 2021 г. было 68 653 руб. за 1 т («Ведомости» рассказывали о ценовом ралли в отрасли 31 декабря 2021 г.).

Российские власти пытались тормозить рост цен, вводя пошлины на металлургическую продукцию. Такая же политика сохраняется и сейчас. Перед объявлением о новых санкциях ЕС заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов говорил на совещании с участниками отрасли, что цены на основные виды металлопродукции на внутреннем рынке необходимо снизить, максимальная наценка не должна превышать 20–25%. «Что я хочу до вас донести, до фактически всех, от производителей до переработчиков: цены, которые сегодня установлены на основные виды металлопродукции, нас не устраивают», – пояснял он (цитата по ТАСС).

Российские производители стали в разной степени зависят от экспорта в Европу, отметил эксперт-аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Алексей Калачев. По его оценкам, наиболее болезненно новые санкции ударят по «Северстали» и группе НЛМК.

«Северсталь» первой из металлургов уже пострадала от европейских санкций в 2022 г. После того как в санкционные списки попал основной ее владелец Алексей Мордашов, потребители и трейдеры в ЕС стали отказываться от ее продукции. На экспортные поставки в ЕС у компании в 2021 г. пришлось порядка 2,5 млн т продукции на $3,9 млрд, или около трети выручки. «Северсталь» в основном поставляла в ЕС листовой прокат.

По оценке Калачева, производство «Северстали» в значительной части было ориентировано на европейский экспорт: в 2021 г. поставки ее продукции в страны Европы принесли компании 34% выручки и около 3% – продажи в Северной Америке. У НЛМК, по расчетам эксперта, в 2021 г. на продажи в страны ЕС пришлось 17,5% и еще 21,3% – в Северную Америку. «НЛМК имеет собственные предприятия по производству металлопроката в ЕС и в США, куда поставляет слябы на переработку. По-видимому, после введения запрета компании придется решать проблему обеспечения этих предприятий сырьем», – продолжил аналитик.

«Евразу» экспорт в ЕС в прошлом году принес 6,7% выручки, при этом на долю Северной Америки пришлось 21,3%, «Мечел» заработал на поставках в Европу, включая Турцию, которая санкции не поддержала, 15,3% выручки. Калачев также отметил, что 74% продаж ММК приходится на Россию и страны СНГ. Поставки в Европу принесли компании около 7% выручки, а на долю Северной Америки пришлось около 1%.

Эксперт добавил, что от ограничений, накладываемых на экспорт российской стали в Европу, выиграют европейские производители, а также поставщики из Турции, Индии, Китая, Южной Кореи и Японии.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие российские металлургические холдинги. Источник в одном из них сказал, что компания «ждет официальной публикации в журнале ЕС» условий по ограничению поставок из России. Источник «Ведомостей», знакомый с ситуацией в компаниях отрасли, отмечает, что практически все крупные российские металлические компании поставляют продукцию в Европу, поэтому «в той или иной мере пострадают все». Выгодоприобретателем, по его мнению, станет Китай, а мировые цены на продукцию металлургов пойдут вверх.

Сотрудник другого холдинга заявил «Ведомостям», что процесс переориентации на новые рынки не будет излишне болезненным. «Сценарий ухода с европейского рынка был отработан еще в 2020 г., в первую волну пандемии коронавируса. Из-за проблем с логистикой и жестких ограничительных мер в Европе тогда российским компаниям пришлось срочно переориентировать поставки на Азию», – сказал он. Сейчас, по словам собеседника, металлурги будут действовать таким же образом: направлять продукцию на рынки Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Таиланд и др.). Он также обратил внимание, что поставки на европейский рынок занимают незначительный объем от общего производства стали в России. Впрочем, собеседник признает, что маржинальность поставок будет ниже, в том числе из-за более существенных логистических затрат.

Новые санкции ЕС, в том числе против российской металлургии, более болезненны для самого ЕС, чем для России, считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По мнению эксперта, для российского металлургического сектора новые ограничения не стали неожиданностью.

«Ведомости» направили запросы также в ФАС и Минпромторг.