В августе спад авиаперевозок в России усилился до 19%

Статистику подкосили закрытые аэропорты юга страны и невозможность поехать за рубеж в отпуск
У авиакомпаний в летнем расписании выпало много популярных туристических направлений/ Максим Стулов / Ведомости

Российские авиакомпании в августе 2022 г. перевезли почти 11,3 млн пассажиров, что на 19% меньше по сравнению с августом 2021 г. Об этом свидетельствуют оперативные данные статистики, которые видел источник «Ведомостей», близкий к Минтрансу. Первым аналогичные цифры опубликовал Telegram-канал «Авиаторщина».

Лидер рынка – «Аэрофлот» смог незначительно (на 2%) нарастить пассажиропоток в августе – до 2,78 млн человек, следует из статистики. Остальные крупные перевозчики закончили месяц с отрицательной динамикой.

S7 перевезла 1,68 млн человек (снижение на 11% к августу 2021 г.), «Уральские авиалинии» – 1,18 млн (-3%), «Победа» – 1,1 млн (-28%), «Россия» – 977 500 (-26%). Таким образом, пассажиропоток группы «Аэрофлот», куда кроме одноименной компании входят «Победа» и «Россия», снизился в прошлом месяце на 12% в годовом выражении до 4,86 млн человек.

Снижение пассажиропотока «России» связано с переходом туроператора «Библио глобус» на рейсы материнского «Аэрофлота», также сократился международный пассажиропоток, объяснил «Ведомостям» источник в группе «Аэрофлот». Самолеты авиакомпании с обслуживания международных рейсов были перенаправлены на внутрироссийские, «Россия» стала базовым перевозчиком в двух открытых транспортных узлах – в Красноярске и Сочи, добавил он.

По словам представителя S7, группа, включая самолеты авиакомпании «Глобус», перевезла 1,73 млн пассажиров. Представитель «Уральских авиалиний» от комментариев отказался. В Минтрансе, Росавиации, «Аэрофлоте» и других авиакомпаниях на вопросы «Ведомостей» не ответили.

В январе – августе 2022 г. российские эксплуатанты перевезли 62,7 млн человек, следует из оперативных данных. Это на 12% меньше по сравнению с восемью месяцами 2021 г.

Минтранс в середине августа заявил о восстановлении спроса на авиаперевозки в России, основываясь на статистике за семь месяцев текущего года («Ведомости» писали об этом 19 августа). По ней российские авиакомпании в январе – июле перевезли более 51 млн человек, что почти на 10% меньше по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года.

Также ведомство рапортовало о рекордной за последние четыре года занятости кресел в салонах самолетов на внутренних линиях – 91,5%. В июле 2021 г. занятость кресел на внутренних рейсах составила 81,7%, в этом же месяце 2020 г. показатель был на уровне 68,3%. В доковидном июле 2019 г. салоны отечественных перевозчиков были заполнены на 90,2%.

У авиакомпаний в летнем расписании выпало много популярных туристических направлений – Анапа, Симферополь, Геленджик, Краснодар, Ростов – в связи с закрытием аэропортов в этих городах из-за СВО на Украине, говорит источник «Ведомостей» в одной из авиакомпаний. Выпадающий пассажиропоток российских авиакомпаний в 2022 г. из-за 11 закрытых аэропортов юга России составит 19,1 млн человек, оценивал ранее Минтранс.

Кроме того, в прошлом году в августе был большой поток туристов по зарубежным направлениям, а сейчас он почти полностью исчез, не считая Турции, констатирует собеседник. В августе 2021 г., по данным Росавиации, 2,59 млн человек – или 19% от общего пассажиропотока за месяц – пришлось на перевозки между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ.

Источник «Ведомостей» среди туроператоров также считает, что негативный вклад в августовскую динамику внесли закрытые аэропорты юга России, недоступность большей части международных направлений, добавляя к этому и падение доходов и подвижности населения. Падение деловой активности и закрытие аэропортов было скомпенсировано туристической активностью – во многом за счет распродаж билетов, которые устраивали авиакомпании, считает он.

Президент Владимир Путин весной на основе прогнозов Минтранса обозначил необходимый объем пассажиропотока российских авиакомпаний в 100 млн человек в 2022 г. Из них 90 млн должны приходиться на внутренние перевозки и 10 млн – на международные. Помочь в достижении этого показателя эксплуатантам должны выделяемые правительством субсидии в размере 100 млрд руб. на период полетов по летнему расписанию (апрель – октябрь).

Даже если не удастся перевезти 90 млн пассажиров на внутренних линиях, целевой показатель в 100 млн человек обеспечить, скорее всего, эксплуатанты смогут за счет международных перевозок, считает директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Но 11 закрытых аэропортов – это крупнейшие туристические направления, без них обеспечить ожидаемый объем на внутренних линиях весьма затруднительно при всех мерах поддержки и распродажах», – отмечает эксперт. Позитивно повлиять на перевозки внутри страны может хорошая погода на юге в октябре и распространение дополнительных субсидий авиакомпаниям в размере 50 млрд руб. в период с ноября 2022 г. по март 2023 г., считает Пантелеев.

Эти средства, вероятно, будут распределены между крупнейшими эксплуатантами на тех же принципах, что и 100 млрд руб., рассчитанные на период с апреля по октябрь 2022 г. Об этом РБК говорил профильный замглавы Минтранса Игорь Чалик на ВЭФ. Крупнейшими получателями этой субсидии стали «Аэрофлот», S7 и «Победа».