Европе предрекли дефицит автомобильного топлива и двукратный рост цен на него

Европейцы смогут заместить лишь часть объемов нефтепродуктов, поставлявшихся из РФ
Benjamin Westhoff / Reuters

Страны ЕС через 6–8 месяцев могут столкнуться с дефицитом нефтепродуктов и ростом цен в 2 раза из-за отказа от поставок из России. Такой прогноз содержится в презентации Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго, с которой ознакомились «Ведомости». По данным Eurostat от 19 сентября (последние доступные), средняя цена 1 л бензина в ЕС составляла 1,76 евро, 1 л дизеля стоил 1,8 евро. Стоимость бензина в ЕС выросла на 2,9% по сравнению с февралем до начала специальной военной операции (СВО) на Украине, дизель подорожал на 15,4%.

В начале марта Bloomberg сообщил, что на АЗС в Германии дизель впервые за 15 лет превысил стоимость бензина. 14 марта дизельное топливо на немецких заправках стоило 2,31 евро за 1 л, что на 5,3 евроцента больше, чем литр бензина Euro Super 95. Тогда же российский вице-премьер Александр Новак прогнозировал, что без российских нефтепродуктов в ЕС придется вводить нормирование потребления автомобильного топлива. Британская газета Sun в июле сообщила, что минимум 10% жителей Великобритании отказались от планов на отпуск из-за роста цен на бензин. Более 12% автомобилистов в стране, согласно данным издания, перестали ездить на работу на машине, а 7% отменили поездки к пожилым родственникам.

РЭА Минэнерго напоминает, что 5 февраля 2023 г. вступает в силу эмбарго ЕС на морские поставки нефтепродуктов из РФ. При этом в прошлом году Россия поставила в ЕС 91 млн т нефтепродуктов, или 14% от их потребления в ЕС. Наибольшую долю (около 30%) занимает дизель, следует из презентации.

До 80% поставок из РФ дизтоплива, или 26 млн т, ЕС, по мнению РЭА, сможет заместить. 13–15 млн т ввезти из стран Ближнего Востока, например Саудовской Аравии, 7–8 млн т – из США, оставшиеся 2–4 млн т страны ЕС смогут производить сами, если увеличат загрузку своих НПЗ.

Для российских компаний Европа была крупнейшим рынком сбыта нефтепродуктов – доля региона в экспорте РФ в 2021 г. составила 62%. Второе место по объемам экспорта из России заняли страны Африки и Латинской Америки (14% экспорта, или 20 млн т), третье – страны Азиатско-Тихоокеанского региона (13%, или 19 млн т), четвертое – США (8% экспорта, или 12 млн т). На страны СНГ пришлось 3% экспорта российских нефтепродуктов, или 5 млн т, говорится в презентации.

В Минэнерго и крупнейших нефтяных компаниях РФ на момент публикации на запросы «Ведомостей» не ответили.

Всего в 2021 г. объем переработки российских нефтяных компаний, согласно презентации РЭА, составил 285 млн т. Более половины нефтепродуктов было поставлено за рубеж. Большую часть экспорта составил мазут и прочие темные нефтепродукты (60 млн т), дизельное топливо (40 млн т) и прочие светлые нефтепродукты (42 млн т). Также компании экспортировали 4 млн т бензина – около 10% от его производства в стране (41 млн т), остальной объем был поставлен на внутренний рынок.

Снижение поставок в ЕС, по мнению РЭА, также создаст риск снижения загрузки НПЗ в России из-за потери большого рынка сбыта дизеля и мазута. В презентации приводятся два сценария развития событий. В целевом объем переработки нефти в РФ к 2030 г. снизится на 12,9% к 2021 г., или на 36 млн т до 245 млн т. В негативном – на 71 млн т, или на 25,3%. В целевом сценарии экспорт нефтепродуктов из РФ в дальнее зарубежье упадет на 19,1%, в негативном – на 52,5%.

Поставки нефти и нефтепродуктов из России в западном направлении начали сокращаться после начала СВО на Украине. Уже в марте 2022 г. США и Великобритания полностью отказались от закупки российского топлива, а в июне ЕС принял шестой пакет санкций, в который вошло эмбарго на морские поставки российской нефти с 5 декабря 2022 г. и нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 г.

Одновременно с эмбарго ЕС страны «семерки» (G7, в нее входят Франция, США, Великобритания, ФРГ, Япония, Италия, Канада) планируют ввести потолок цен на российскую нефть и нефтепродукты, об этом решении было объявлено 2 сентября.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики в целом согласны с прогнозами РЭА. Партнер практики стратегического и операционного консалтинга Kept Максим Малков считает, что в краткосрочной перспективе заменить выпадающие объемы из России Европе будет сложно. При этом европейские компании, по его мнению, продолжат завозить в Европу российскую нефть «обходными путями». Для этого нефть из РФ могут поставлять в смеси с нефтью другого происхождения («латвийская смесь», в которой доля российской нефти – менее 50%) или использовать многократную перегрузку с одного танкера на другой, при которой сложнее отследить поставщика. Британская Shell, как писал Bloomberg, ранее пользовалась «латвийской смесью» для обхода санкций. Поставлять российскую нефть в Евросоюз могут и крупнейшие ее покупатели – Китай и Индия, которые закупают топливо в России с дисконтом, продолжает Малков (на начало сентября он составлял $23/барр.).

Риск роста цен на нефтепродукты в Европе достаточно высокий. В марте этого года средние цены на дизель в ЕС выросли в 2,2 раза в годовом выражении на фоне риска для поставок, а в сентябре рост составил 65%, отмечает руководитель Московского энергетического центра Б1 (ранее EY) Ольга Белоглазова и напоминает, что в марте этого года средние цены на дизель в ЕС уже выросли в 2,2 раза в годовом выражении, в сентябре к сентябрю 2021 г. рост составил 65%.

В России санкции в сочетании с сокращением рынка тяжелого транспорта, который использует дизтопливо, могут привести к профициту на внутреннем рынке и падению цен, считает эксперт Института развития ТЭК Кирилл Родионов. Сейчас рост цен сохраняется и в оптовом, и в розничном сегментах (т. е. на АЗС), добавил он.