ОПЕК спрогнозировала риск проблем с дизтопливом в Европе во II квартале 2023 года

Замещать российские поставки придется странам Ближнего Востока, Индии и Китаю
Эмбарго на морские поставки в ЕС российских нефтепродуктов вступило в силу с 5 февраля 2023 г. / LARS KLEMMER / dpa Picture-Alliance via AFP

Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) прогнозирует, что эмбарго недружественных стран на импорт нефтепродуктов из России может привести к проблемам на европейском топливном рынке уже во II квартале 2023 г. Об этом сообщается в ежемесячном обзоре ОПЕК, опубликованном 14 февраля.

В феврале – марте 2023 г., согласно докладу ОПЕК, влияние запрета будет минимальным, так как ЕС создал существенные запасы дизтоплива. В портах Антверпена, Роттердама и Амстердама они сейчас находятся «на самом высоком уровне с июля 2021 г.» (абсолютная цифра в документе не приводится). Организация поясняет, что запасы были обеспечены относительно высокими поставками дизтоплива в Европу в последние месяцы. В декабре 2022 г., по данным Международного энергетического агентства, ЕС ввозил максимальный объем дизтоплива из России за 10 месяцев – 720 000 барр./сутки («Ведомости» писали об этом 18 января 2023 г.).

«Более серьезное испытание наступит, когда спрос на продукцию возрастет во II квартале 2023 г.», – констатируют эксперты ОПЕК.

По данным Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России, до усиления антироссийских санкций из-за СВО на Украине Европа была крупнейшим рынком сбыта нефтепродуктов для российских компаний – доля региона в экспорте РФ в 2021 г. составила 62%. В ЕС было поставлено 91 млн т нефтепродуктов, или 14% от их потребления в союзе. Наибольшая доля – примерно 30% – приходилась на дизтопливо. Данных за 2022 г. в открытом доступе нет.

Эмбарго на морские поставки в ЕС российских нефтепродуктов вступило в силу с 5 февраля 2023 г. Одновременно заработал ценовой потолок, запрещающий приобретать нефтепродукты из России дороже установленного максимума. Его поддержали страны G7 (входят Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония), ЕС и Австралия. Для более дорогих продуктов нефтепереработки (например, дизеля) ограничение установлено на уровне $100/барр., для дешевых (например, мазута) – $45/барр.

Компании из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям, также не могут перевозить российские нефтепродукты с ценой отгрузки выше потолка и финансировать такие перевозки. Исключения сделаны для нефтепродуктов, погруженных на танкеры до 5 февраля 2023 г. (при условии, что они будут отгружены в порту назначения до 1 апреля 2023 г.).

ЕС также сделал исключение для российских нефтепродуктов, которые были «существенно переработаны» в третьих странах, а также топлива, полученного «путем смешения российских и нероссийских нефтепродуктов» и произведенного из российской нефти за пределами нашей страны.

Эмбарго ЕС на морские поставки нефти из России и потолок цен на нее на уровне $60/барр. вступили в силу еще 5 декабря 2022 г. В ответ на ограничение экспортных цен на нефть и нефтепродукты президент России Владимир Путин в конце декабря подписал указ, запрещающий экспортерам продавать нефть и нефтепродукты, если в контракте есть привязка к ценовому потолку.

По оценкам РЭА Минэнерго, ЕС сможет заместить до 80% поставок дизтоплива из России, или 26 млн т: 13–15 млн т европейские импортеры могут ввезти из стран Ближнего Востока, например Саудовской Аравии, 7–8 млн т – из США, а оставшиеся 2–4 млн т страны ЕС смогут производить сами, если увеличат загрузку своих НПЗ («Ведомости» писали об этом 28 сентября 2022 г.).

Пока цены на дизтопливо в ЕС остаются стабильными. По данным Eurostat от 9 февраля (последние доступные сведения), средняя цена 1 л бензина в ЕС составляла 1,7 евро, 1 л дизеля стоил 1,76 евро. С начала года стоимость бензина выросла на 0,3%, стоимость дизеля не изменилась.

Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов отмечает, что дизтопливо – «наиболее чувствительный» сегмент для европейского рынка нефтепродуктов. При этом высокий спрос на дизель в ЕС, по его прогнозам, сохранится в ближайшее десятилетие. Уход России с европейского рынка, считает Родионов, в теории может привести к дефициту топлива в Евросоюзе и, как следствие, к росту цен.

Старший аналитик «БКС мир инвестиций» Рональд Смит добавляет, что после введения эмбарго на российские нефтепродукты в Европе «могут возникнуть проблемы с полным обеспечением нефтепродуктами из-за нехватки танкеров». Он считает, что стоимость доставки топлива в Европу может существенно вырасти из-за смены поставщиков (на фоне более длинного логистического плеча. – «Ведомости»). «Но 6 февраля Европа фактически разрешила работать по серым схемам, допустив импорт российской продукции, смешанной с нефтепродуктами из других стран», – добавил Смит.

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман, напротив, не ожидает серьезных проблем с нефтепродуктами в ЕС. Он поясняет, что в конце 2022 г. США, Индия, Китай и страны Ближнего Востока активно наращивали поставки дизтоплива в Европу. При этом нефтепродукты из Индии, КНР и Турции были произведены из более дешевой российской нефти, добавляет он. Эксперт также обратил внимание на то, что в случае со сжиженным газом Евросоюз продемонстрировал возможность, благодаря высокой платежеспособности региона, перетянуть часть объемов из других регионов.

Родионов считает, что поставки нефтепродуктов в ЕС могут нарастить страны Восточной Азии, в первую очередь Китай. Также в Европу продолжатся поставки нефтепродуктов из России, смешанные с продукцией других стран. Источник «Ведомостей», близкий к трейдерам, уточняет, что по такой схеме уже осуществляют поставки Марокко, Тунис и Алжир.