ОПЕК обвинила спекулянтов в падении цен на нефть

В октябре котировки упали из-за распродажи фьючерсов и опционов на 200 млн баррелей
FREDERIC J. BROWN / AFP

Нефтяные котировки в последние недели снижались в основном из-за спекулянтов на финансовом рынке. Они резко сократили длинные позиции на фьючерсы и опционы на нефть в октябре 2023 г. по сравнению с концом сентября. Об этом говорится в ежемесячном докладе Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК), опубликованном 13 ноября.

Нефть дешевела с середины октября вплоть до 8 ноября. За это время баррель Brent потерял 12,6%, WTI – 14,8%, цены на эти сорта снизились до $79,5/барр. и $75,3/барр. соответственно.

По данным ОПЕК, хедж-фонды и другие компании, управляющие капиталом, в октябре продали фьючерсы и опционы более чем на 200 млн барр. нефти WTI и Brent, т. е. около 37% от числа «бычьих» позиций на рынке. «Это усилило волатильность и ускорило снижение цен, несмотря на здоровые и благоприятные рыночные условия», – говорится в докладе.

Организация отмечает, что последние данные «указывают на устойчивые глобальные тенденции роста экономики и здоровые фундаментальные показатели» нефтяного рынка. В докладе подчеркивается, что экономика США продолжает сильный рост. Кроме того, Международный валютный фонд недавно повысил прогноз по экономическому росту Китая на 2023 г. до 5,4%, отмечается в документе. Но риск ухудшения текущих прогнозов глобального экономического роста, даже небольшой, по мнению ОПЕК, может заставить власти сохранять ограничительную денежно-кредитную политику для борьбы с инфляцией.

Несмотря на преувеличенные негативные настроения на рынке в отношении спроса на нефть в Китае и мирового рынка нефти, КНР в октябре 2023 г. нарастила импорт на 1,2 млн барр./сутки к октябрю прошлого года до 11,4 млн барр./сутки. В этом году показатель находится на рекордном уровне, гораздо выше среднегодового за 2015–2019 гг., отмечают в ОПЕК. Также ожидается, что Индия нарастит импорт нефти в IV квартале этого года до рекордного уровня.

Кроме спекуляций с фьючерсами на сырую нефть в октябре эксперты наблюдали спекулятивные сделки также и на нефтепродукты, указывают в ОПЕК. Например, длинные позиции на газойль на бирже ICE в октябре с конца сентября сократились на эквивалент 28 млн барр.

Нефтяные котировки перешли к росту после начала войны на Ближнем Востоке 7 октября. В первую торговую сессию после начала конфликта, 9 октября, фьючерсы на Brent на бирже ICE поднялись на 4% к цене закрытия 6 октября и составили $86,5/барр. Рост продлился до 19 октября, когда баррель Brent подорожал до месячного максимума в $91, но к началу ноября котировки вновь обвалились до $80/барр. 13 ноября январские фьючерсы Brent торговались по $82,2/барр., WTI – по $77,8/барр.

В октябрьском отчете Международного энергетического агентства (МЭА) говорилось, что конфликт на Ближнем Востоке, на который приходится более трети экспорта нефти в мире, привел к появлению премии за риск в $3–4/барр. к цене нефти. Goldman Sachs сразу после начала конфликта прогнозировал рост нефтяных котировок до $100/барр. к июню следующего года, а Fitch ожидает среднюю цену Brent в 2024 г. в $120/барр. в случае нарушения поставок сырья из региона.

Конфликт на Ближнем Востоке пока не дает поводов для роста цен на нефть, так как поставки сырья на мировой рынок продолжаются в прежних объемах, отмечает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Увеличить предложение нефти может соглашение между Ираком, региональным правительством Курдистана и иностранными нефтяными компаниями о возобновлении добычи нефти на месторождениях курдского региона, которое может быть заключено уже на этой неделе, добавляет он.

Сейчас в фокусе внимания рынка находятся ежемесячные отчеты ОПЕК и МЭА, а также данные по инфляции в США за октябрь, от динамики которой зависит решение ФРС страны о ключевой ставке, указывает управляющий эксперт центра аналитики и экспертизы ПСБ Екатерина Крылова.

Потавин отмечает, что негативное влияние на спрос оказывает неопределенность экономических перспектив США, Евросоюза и Китая. По данным Управления энергетической информации США, добыча нефти в стране в этом году вырастет несколько меньше прогноза, а спрос на нее упадет. Объемы импорта нефти в Китае остаются высокими, но потребительские цены в октябре 2023 г. упали до минимума за последние годы, что ставит под сомнение эффективность восстановления экономики страны, продолжает аналитик. Также НПЗ в КНР попросили о сокращении поставок сырья из Саудовской Аравии в декабре этого года. «Все это говорит не в пользу дальнейшего роста объемов потребления нефти, что приводит к закономерной коррекции котировок», – считает Потавин.

Падение цен на нефть увеличивает вероятность того, что ведущие страны ОПЕК+ (Россия и Саудовская Аравия. – «Ведомости») могут продлить ограничения по добыче на начало 2024 г., полагает Потавин. Это поддержит котировки Brent на уровне $75–80/барр. и может привести к новой волне роста цен. Крылова ожидает, что в течение недели Brent удастся закрепиться на уровне $80–85/барр.