«Балтика» просит российские власти помочь защитить ее товарные знаки за рубежом
Датская Carlsberg успела перевести права на них на свои структуры в странах СНГПротивостояние российской пивоваренной компании «Балтика», акции которой в этом году были переданы во временное управление Росимуществу, с датской Carlsberg за право использования ряда товарных знаков продолжается. Ее первый вице-президент Александр Дедегкаев обратился к руководителю администрации президента Антону Вайно с просьбой помочь защитить ее бренды в дружественных России странах.
Как следует из его письма («Ведомости» ознакомились с содержанием документа), он просит дать поручение Роспатенту предложить патентным ведомствам государств – членов СНГ (Азербайджана, Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана), а также профильным ведомствам Туркменистана и Монголии приостановить регистрацию лицензионных договоров на использование в этих странах основных брендов группы. Среди них «Балтика» и связанные с этой маркой названия.
Дело в том, что еще 19 июля представители российской компании без участия ее президента Таймураза Боллоева (был назначен на эту должность за два дня до этого) по поручению Carlsberg подписали соглашения о переводе прав на данный товарный знак на аффилированные с датским холдингом фирмы (ООО «Виста биуай Ко», ТОО «Карлсберг Казахстан», ООО «Карлcберг Азербайджан» и проч.). Причем, как утверждает Дедегкаев, эти договоры заключены лицом, чьи полномочия были прекращены 17 июля. О ком именно идет речь – в письме не сказано, но в ноябре экс-президент «Балтики» Денис Шерстенников и ее вице-президент Антон Рогачевский были отправлены под арест. Их подозревают в мошенничестве, которое якобы заключалось в уступке прав на часть брендов «Балтики» зарубежным структурам Carlsberg, писал «Коммерсантъ».
В результате действия этого лица, пишет Дедегкаев в письме Вайно, структуры Carlsberg получили на 20 лет (с возможностью автоматического продления еще на столько же) права на товарные знаки «Балтика» на территории Республики Беларусь, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана, Грузии и Монголии. Российская компания возможность распоряжаться этими брендами за пределами нашей страны утратила, пишет топ-менеджер. Он также указывает, что бренд «Балтика» – наиболее ценный актив в портфеле группы.
В настоящее время структуры датского холдинга проходят регистрацию лицензионных договоров в патентных ведомствах упомянутых в письме стран. Причем в Белоруссии данная процедура уже завершена, сказано в документе. После подписания лицензионный договор действительно должен пройти процедуру регистрации в патентном ведомстве иностранного государства, объясняет руководитель практики «Интеллектуальная собственность» адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры» Эльдар Гулиев. По его словам, в противном случае такой договор может быть признан несостоявшимся.
В администрации президента и Роспатенте на запросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили и в Carlsberg. В «Балтике» от комментариев отказались. Источник «Ведомостей», близкий к пивоваренной компании, подлинность документа подтвердил. Данный вопрос на данный момент находится в проработке, говорит один из чиновников.
Опрошенные «Ведомостями» эксперты по-разному оценивают перспективы инициативы «Балтики». Гулиев, к примеру, обращает внимание на то, что обращение в иностранные патентные ведомства в интересах юридических лиц не входит в полномочия Роспатента. И даже если российское ведомство обратится к своим иностранным коллегам с запросами, то патентные ведомства стран СНГ имеют право не реагировать на них. Управляющий партнер адвокатского бюро Asterisk Владимир Хантимиров все же считает, что зарубежные ведомства могут пойти навстречу, но если российская сторона предоставит полностью юридически сформированный комплект документов об официальной смене руководства в компании. Учитывая то, что документы по брендам «Балтики» были подписаны без ведома действующего руководителя, шансы на поддержку с их стороны есть, резюмировал он.
Пиво «Балтика» поставляется в другие страны с 2000-х, напоминает владелец брендингового агентства Kaufman Станислав Кауфман. По его словам, за это время продукт завоевал лояльность иностранной аудитории и стал одним из известнейших российских брендов за рубежом. Поэтому, как считает эксперт, нет ничего удивительного, что российская компания пытается отстоять свои права на данные товарные знаки.
Сама пивоваренная компания принадлежит Carlsberg. В марте прошлого года Carlsberg приняла решение об уходе из России, а в июне этого года подписала соглашение о продаже российского бизнеса. Покупатель тогда не раскрывался. В июле президент Владимир Путин подписал указ о передаче «Балтики» во временное управление государства, после этого датская компания обвинила Россию в «краже бизнеса». В октябре «Балтика» добилась в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области принятия обеспечительных мер в отношении брендов группы, датской Carlsberg в итоге было запрещено лишать российского производителя прав на часть глобальных брендов – Tuborg, Kronenbourg, LAV и проч. В декабре Боллоев предложил главе Росимущества Вадиму Яковенко национализировать компанию. Однако в Минфине позже сообщили, что на данный момент такая мера не планируется.