Венгерская MOL договорилась о покупке 56,15% сербской NIS у «Газпром нефти»

Сделка может быть завершена до 31 марта
Алексей Орлов / Ведомости
Алексей Орлов / Ведомости

Венгерская нефтегазовая группа MOL подписала обязывающее предварительное соглашение с «Газпром нефтью» о приобретении ее 56,15% доли в сербской компании «Нефтяная индустрия Сербии» (NIS), сообщает пресс-служба MOL.

Сделка позволит MOL взять на себя контроль над единственным в Сербии нефтеперерабатывающим заводом в Панчево, а также над розничной сетью и портфелем активов в сфере разведки и добычи. Председатель правления MOL Жолт Хернади заявил, что группа стремится укрепить энергетическую безопасность Сербии и региона и ведет переговоры с национальной нефтяной компанией ОАЭ ADNOC о присоединении в качестве миноритарного акционера при сохранении контроля за MOL.

Завершение сделки зависит от получения одобрения Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США, а также других регуляторных разрешений в Сербии. Стороны намерены подписать окончательный договор купли-продажи до 31 марта 2026 г.

NIS управляет НПЗ мощностью 4,8 млн т в год, производит топливо стандарта «Евро-5», имеет сеть из почти 400 АЗС в Сербии, Румынии и Боснии и Герцеговине, а также владеет доказанными запасами около 173 млн баррелей нефтяного эквивалента.

19 января министр горного дела и энергетики Венгрии Дубравка Джедович-Ханданович сообщила, что венгерская MOL и российские владельцы контрольного пакета акций NIS в лице «Газпрома» согласовали основы будущей сделки о продаже. Кроме того, в ходе переговоров было принято решение о том, что Сербия увеличит свою долю во владении NIS еще на 5%. Республика смогла улучшить свою позицию «относительно 2008 г., когда мы оказались с менее 30%, и нашу долю увеличиваем на 5%», добавила Джедович-Ханданович.

Сербский портал РТС 25 декабря сообщал, что OFAC выдало сербской компании NIS новую лицензию, которая разрешает акционерам и заинтересованным сторонам продолжить переговоры по продаже российской доли до 24 марта. Речь идет о доле, которая принадлежит «Газпрому» (контролирует 11,3%) и «Газпром нефти» (44,85%).

Отталкиваясь от рыночной капитализации где-то около $2,5 млрд, с учетом рисков вряд ли «Газпромнефть» выручит больше $1,5 млрд, считает замдиректора Института экономики РАН Михаил Лобанов. Для «Газпромнефти» уход из NIS – серьезное изменение активов: единственный НПЗ в дальнем зарубежье, добыча, сеть АЗС в Сербии и Боснии, отмечает Лобанов: «Вероятно, венгерская MOL будет именно оператором НПЗ «Панчево», венгры имеют компетенции, знают регион и прекрасно разбираются тут в системе поставок и реализации продукции».

А для сербов MOL как стратегический партнер и владелец активов – не худший вариант, говорит эксперт. Но есть и риски: венгерская компания уже управляет тремя НПЗ в Юго-Восточной Европе, с «Панчево» станет крупнейшим игроком в регионе – в Венгрии, Словакии, в Хорватии и Сербии, рассуждает Лобанов: «У НПЗ «Панчево» ниже индекс Нельсона (доля высококачественных продуктов), и при плохой конъюнктуре он может стать для MOL «лишним», да и сейчас не будет приоритетным». Эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков, наоборот, считает НПЗ со сбытовой сетью привлекательным для венгров активом при скидке.

Еще один риск – политика, поскольку MOL хоть и непрямо, но крепко связана с венгерским правительством, даже не будучи формально государственной, а 12 апреля 2026 г. в Венгрии парламентские выборы, говорит Лобанов: «Если партия премьера Виктора Орбана уступит позиции, его неформальные договоренности с президентом Александром Вучичем могут быть поставлены под угрозу».

Юшков замечает, что детали сделки по NIS Орбан, очевидно, согласовывал не только с Белградом и Москвой, в том числе с условием, что санкции с сербской компании снимут, «живые деньги» дойдут до «Газпрома», а не будут заморожены после сделки в Европе, а также во время визита в Вашингтон – что с NIS снимут санкции и российская нефть продолжит идти для MOL. Лобанов считает, что, в отличие от случая с «Лукойлом», американское OFAC вряд ли сорвет венграм сделку запретом, раз позволило лицензией работать НПЗ «Панчево» до 23 января.

Не совсем ясна цель ADNOC участвовать в покупке активов «Газпромнефти», «Газпрома» в Сербии, кроме как финансовым обеспечением сделки, говорит Лобанов.

Юшков допускает, что целью ADNOC в деле с NIS может оказаться посредничество в дальнейшей продаже доли американским структурам.