Орешкин рассказал о подготовке новых мер для стабилизации цен на топливо

undefined

Минэкономразвития в ближайшее время направит в правительство дополнительные предложения по стабилизации ситуации на топливном рынке, сообщил журналистам руководитель ведомства Максим Орешкин (его слова передал «Интерфакс»).

После того как в конце октября нефтяники и правительство достигли соглашения о замораживании розничных цен на бензин и дизельное топливо, ситуация на нефтяном рынке «кардинально изменилась», указал министр: цены на нефть серьезно упали, а курс рубля существенно не изменился, в результате рублевая цена нефти сократилась еще более значительно. «Это, конечно же, фактор, который будет работать совсем в другую сторону, чем то, что мы видели в последний год», – заметил Орешкин.

Он не раскрыл подробностей готовящихся предложений, отметив, что Минэкономразвития предлагает нововведения «с точки зрения других механизмов, которыми можно демпфировать эту всю ситуацию дополнительно к тому, что сейчас есть». «Это касается изменения системы налогообложения. Это не изменение уровня [налоговой нагрузки], это ряд структурных технических изменений», – добавил Орешкин.

Правительство стимулирует нефтяников поставлять топливо на внутренний рынок через так называемый демпфирующий механизм, который заработает с 1 января 2019 г. Согласно ему, если экспортная оптовая цена на бензин и дизтопливо выше, чем цена на внутреннем рынке, производители получат компенсацию в 60% разницы между экспортными ценами и фиксированной ценой (56 000 руб. за 1 т бензина и 50 000 руб. за 1 т дизтоплива).

В обмен на компенсации и отказ властей вводить заградительную экспортную пошлину нефтяники согласились держать цены на АЗС до конца года на уровне мая-июня, а с января 2019 г. поднять их в пределах 1,7% с учетом повышения НДС, до 31 марта цены будут индексироваться не более чем на среднегодовую инфляцию.

Однако разработанный властями механизм несовершенен и размер компенсации непредсказуемо меняется, подчеркивали эксперты Vygon Consulting. Особенность демпфирующей компоненты заключается в том, что если фактическая цена опускается ниже указанной отметки, то механизм превращается в фискальный, и уже самим компаниям придется доплачивать деньги в бюджет за поставки топлива на внутренний рынок. В связи с этим эксперты предлагали рассмотреть концепцию плавающего акциза на нефтепродукты. Министр энергетики Александр Новак в интервью ТАСС говорил, что плавающий акциз мог бы стать альтернативой демпфирующему механизму, но власти в итоге выбрали наиболее «рациональный» вариант.