Грузооборот морских портов в России вырос на 5% по итогам 2023 года

Грузооборот российских морских портов в 2023 г. вырос на 5% и составил 883,8 млн т. Этот показатель стал рекордным с 2018 г., сообщили на сайте Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот). 

В заявлении ведомства говорится, что объем перевалки сухих грузов вырос на 10,4% и достиг 446,9 млн т. Лучшие показатели прироста в подгруппе показали зерно, химические и минеральные удобрения, металлолом, грузы на паромах и в контейнерах. Уровень наливных грузов за год почти не изменился и составил 436,9 млн т. Наибольший прирост в подгруппе показали химические и пищевые грузы.  

Самый высокий показатель по динамике грузооборота показали порты Каспийского бассейна (+29,7%, или 7,8 млн т). Статус лидера при этом подтвердил Азово-Черноморский бассейн. Грузооборот его морских портов вырос на 10,4% до 291,4 млн т.

Сокращение перевалки грузов было зафиксировано в морских портах Арктического бассейна. Показатели здесь упали на 0,7% до 97,9 млн т.

В Росморречфлоте, комментируя результаты 2023 г., добавили, что грузооборот является «комплексным индикатором самочувствия» российской транспортной системы, экспортного и логистического секторов в условиях санкционного давления.

Ранее в ноябре 2023 г. в ведомстве отмечали, что за 11 месяцев перевалка грузов морских портов России увеличилась на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом 2022 г. и достигла 811,9 млн т. Вместе с тем, согласно данным из обзора аналитической компании Sherpa Group от 28 декабря, общие бюджетные и внебюджетные расходы в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» в ближайшие три года будут снижаться.

По расчетам аналитиков на основе данных федерального бюджета на 2024–2026 гг. и приложений к нему, к 2025 г. эти расходы упадут более чем на 40% относительно уровня 2022 г. и составят 1,54 трлн руб. Основная причина такого снижения – резкое уменьшение ожидаемых внебюджетных вложений с 910–930 млрд руб. в 2022–2023 гг. до 160–180 млрд руб. в 2025–2026 гг. Падение связано с неопределенностью дальнейших инфраструктурных планов государства, от которой в большей степени страдает железнодорожная отрасль, говорилось в обзоре.