В Совфеде намерены ограничить аренду новых ПВЗ маркетплейсам с долей выше 25%

В Совете Федерации рассказали о законопроекте, устанавливающем для маркетплейсов предельную долю на рынке. Об этом сообщил председатель комитета верхней палаты по экономической политике Андрей Кутепов Forbes.

Инициативой предлагается установить для маркетплейсов лимит в 25% от объема всех онлайн-продаж товаров за предыдущий финансовый год. При превышении лимита будут следовать ограничения на открытие новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Кутепов направлял письмо с предложением помощнику президента России Максиму Орешкину.

Аналогичные ограничения действуют для розничных продуктовых сетей, им запрещается приобретать или арендовать новые площади, если на них приходится от 25% товарооборота в регионе, городе, муниципальном районе или округе. Сейчас это правило приостановлено на фоне ухода западных компаний, мера действует до конца 2024 г.

Кутепов анонсировал законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов в начале декабря 2023 г. Он заявлял, что сейчас маркетплейсы «встают» там, где хотят и где им выгодно. Тогда сенатор предложил вице-премьеру Дмитрию Григоренко проанализировать рынок маркетплейсов и подключить профильные министерства и службы к работе над документом.

Ранее руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский признал доминирующее положение маркетплейсов Wildberries и Ozon на рынке. По его словам, их суммарная доля составляет около 80%.

25 сентября в Госдуму внесли законопроект, предполагающий внесение изменений в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в ст. 12 и 18 «О защите прав потребителей». Авторы документа отмечали, что владельцев маркетплейсов необходимо обязать публиковать на сайте открытые данные об условиях договоров, которые они заключают с продавцами и владельцами ПВЗ. Параметры сделок можно менять, но не чаще раза в год. О желании изменить положения договора стороны должны сообщать не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия контракта.

Депутаты также предложили запретить владельцам маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов и ПВЗ. Также интернет-магазинам могут ограничить продажу собственных продуктов с оборотом свыше 150 млрд руб. в случае, если похожие товары уже есть в продаже. 23 октября законопроект был включен в примерную программу весенней сессии Госдумы в 2024 г.