ФАС признала доминирующее положение Wildberries и Ozon на рынке маркетплейсов

Но это пока не накладывает на компании никаких ограничений
Андрей Гордеев / Ведомости

Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке маркетплейсов, их суммарная доля, по данным ФАС, составляет около 80%. Об этом на встрече с представителями ассоциации «Некоммерческое партнерство «Объединение корпоративных юристов», маркетплейсов и правообладателей заявил руководитель службы Максим Шаскольский. По его словам, ФАС установила «коллективное доминирующее положение» Wildberries и Ozon по итогам анализа конкуренции на рынке, завершившегося в декабре 2023 г.

Чиновник не уточнил, по какому из показателей – выручке, обороту или количеству заказов – доля двух маркетплейсов достигла 80%. «Ведомости» направили запрос в ФАС.

Средний чек на маркетплейсах существенно ниже, чем в отдельных интернет-магазинах, и доля выручки, приходящаяся на маркетплейсы, составляет немногим более 50%, отмечает сооснователь Data Insight Федор Вирин. Эту отметку маркетплейсы преодолели лишь в 2023 г. «Покупки на маркетплейсах в силу развитости их системы доставки существенно мельче, чем в обычных интернет-магазинах, объясняет эксперт. – Средний чек покупки в интернет-магазине – около 4000 руб., на маркетплейсе в 2–3 раза ниже». По оценке Вирина, 80% всех онлайн-заказов приходится на пять крупнейших маркетплейсов, а не на два.

«Есть достаточно много жалоб от потребителей и компаний МСП (малого и среднего предпринимательства) на работу маркетплейсов. Они поступают постоянно. Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов», – заявил Шаскольский. Он добавил, что «для исключения в дальнейшем негативных последствий» ФАС проводит с компаниями работу по добровольному устранению нарушений. «Изучаем практики, направляем письма, проводим совещания», – рассказал глава ФАС.

Wildberries уже давно действует с учетом баланса интересов всех сторон платформенного бизнеса, говорит представитель маркетплейса. «Например, вместе с другими лидерами IT-индустрии компания подписала меморандум с ФАС о принципах взаимодействия на цифровых рынках, который предполагает использование добросовестных практик по отношению к партнерам и клиентам», – заверил он. Представитель Ozon отказался от комментариев.

Установление коллективного доминирующего положения Wildberries и Ozon на рынке маркетплейсов никак не изменит положение других платформ, отмечает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. По его словам, новый статус направлен не на улучшение условий для конкурентов, а на работу самих площадок с партнерами. Само по себе коллективное доминирование – это изменяющийся параметр, добавил он. По его оценке, объем интернет-торговли в России за 11 месяцев 2023 г. составил 5,6 трлн руб., что на 26% больше, чем за аналогичный период 2022 г.

То, что два маркетплейса признаются антимонопольным органом хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, само по себе не влечет за собой негативных последствий в виде штрафов и предписаний, успокаивает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин.

«Быть крупнейшими игроками на том или ином рынке товаров и услуг – это еще не состав административного нарушения, но уровень ответственности в случае нарушений для них существенно возрастает, – поясняет юрист. – Более того, появляется возможность квалификации некоторых действий как злоупотребления доминирующим положением (ст. 14.31 КоАП). А это один из немногих составов, наряду с картельными сговорами предполагающих наложение оборотных штрафов – до 15% выручки, полученной на рынке, на котором совершено нарушение».

Более того, предполагается, что компании, занимающие доминирующее положение, способны оказывать решающее влияние на обращение товаров и услуг, затруднять доступ на рынок для других хозяйствующих субъектов, продолжает Федюкин. «То есть, например, если в какой-то момент антимонопольный орган выявит, что маркетплейсы навязывают заведомо невыгодные условия для продавцов, покупателей и контрагентов либо совершают действия, направленные на выдавливание с рынка других маркетплейсов, имеющих меньшую долю, то это все может быть признано злоупотреблением», – предупредил он.

При этом чаще всего нарушения, признаки которых усматриваются в действиях хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, устраняются добровольно по факту направления предупреждения, отметил Федюкин. То есть сам факт признания доминирующего положения компании можно назвать мерой, направленной на предотвращение нарушений и устранение уже допущенных в добровольном порядке, заключил он.