Wildberries и Ozon пересмотрели правила для продавцов после рекомендации ФАС

Маркетплейсам грозили меры антимонопольного регулирования

Wildberries и Ozon исполнили рекомендации экспертного совета по развитию конкуренции в области информационных технологий при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России.

Маркетплейсы пересмотрели правила для продавцов, которые были введены в августе и сентябре 2025 г. Ведомству в установленный срок пришли официальные ответы платформ об исполнении пунктов протокола заседания экспертного совета. Согласно материалам, Wildberries и Ozon устранили практики, на которые направляли жалобы представители малого и среднего предпринимательства.

Одна из претензий предпринимателей была связана с внедрением Wildberries с августа 2025 г. индекса остатка товара. Продавцам с низким индексом остатка предлагалось либо участвовать в акциях, либо оплачивать хранение по повышенному тарифу. 1 ноября маркетплейс отменил применение индекса. Поступали жалобы и на действие «Конструктора тарифов», через который формировался порядок оказания дополнительных услуг, от которых нельзя отказаться ранее установленного маркетплейсом срока. Площадка устранила изменения, связанные с действием механизма.

Кроме того, Wildberries даст продавцам возможность покупать отдельные услуги по желанию без необходимости выбора опции в «Конструкторе тарифов». На основании разовых заявок с 18 ноября селлеры смогут оформить услуги досрочного вывода денег. В I квартале 2026 г. маркетплейс намерен внедрить услугу «Перераспределение остатков между товарами».

Предприниматели также направляли жалобы на изменения в политике Ozon по возвратам. Из-за них товары при отмене или возврате покупателями при FBS-модели (продажа со склада продавца), автоматически отправлялись на склады платформы, а продавцы не могли забрать их самостоятельно и реализовать в других каналах. Кроме того, поступали жалобы на проблемы с самовывозом продукции со складов маркетплейса и блокировку аккаунтов покупателей.

Ozon скорректировал правила обработки возвратов товаров и сообщил о восстановлении прежней модели возврата товара. Она запустит функцию автовывоза возврата со склада. Это позволит выбрать удобную точку получения товара с середины ноября. Также были предприняты действия для устранения блокировок кабинетов пользователей без объяснения причин.

7 октября «Ведомости» писали, что ФАС попросила Ozon и Wildberries до 30 октября сообщить о доработке новых инструментов, на которые жаловались продавцы. Совет ведомства признал, что новые механизмы, введенные маркетплейсами, не соответствуют принципам открытости, могут ущемлять интересы предпринимателей и вести к навязыванию нежелательных условий. Площадки пообещали изучить позицию службы и заявили, что всегда следуют ее рекомендациям.

Судебный эксперт группы Veta Александр Терентьев говорил, что возможные санкции со стороны ФАС в отношении OZON и Wildberries из-за конфликта с продавцами грозят потерей миллиардов рублей прибыли маркетплейсов. По его словам, в случае дальнейшего разбирательства площадки могут получить оборотные штрафы – до 15% от выручки.