Пять советов всем, кто нашел новую удаленную работу

Как в дистанционном режиме влиться в незнакомый коллектив
Варвара Гранкова для Ведомостей

Несмотря на рост безработицы и меры социального дистанцирования, рынок труда не замер окончательно. Некоторые компании по-прежнему ищут сотрудников и продолжают проводить собеседования.

Если вам повезет найти работу в этот период, вы столкнетесь с необычной задачей. Вам предстоит работать на новом месте из дома. Скорее всего, адаптация новых сотрудников в вашей компании не предусматривает подобной ситуации и вряд ли она вообще входит в число приоритетов во время кризиса.

Адаптируясь к новому месту работы, всегда следует быть проактивным, особенно если вы не будете работать с коллегами бок о бок в обозримом будущем. Вот пять шагов, которые можно предпринять, чтобы минимизировать возможные трудности при переходе на новое место.

Настройтесь на множество коротких разговоров с коллегами

Одна из самых больших сложностей перехода в новую компанию связана с тем, что каждая организация имеет собственную культуру. Она состоит из целей и норм, которые зачастую не декларируются и формализованы в уникальном офисном языке, понятном членам вашей новой команды. Посторонних постоянно сбивают с толку выражения, регулярно используемые внутри компаний и не имеющие смысла за ее пределами.

Вы сможете научиться этим тонкостям на рабочем месте в процессе повседневного взаимодействия с коллегами, беседуя с ними и слушая их разговоры. Вы овладеете корпоративным сленгом и догадаетесь, какие действия и какой стиль работы ценятся в компании.

В нормальных обстоятельствах такое взаимодействие становится частью повседневного пребывания в офисе. Теперь же вам нужно организовать его самостоятельно. Регулярно связывайтесь с новыми коллегами для 10–15-минутных разговоров по телефону или видеосвязи. Имитируйте короткое неформальное общение с сотрудниками каждый день. Спрашивайте о текущих проектах и их работе. Обращайте внимание на неявные высказывания о том, что они считают самым важным.

Как можно быстрее обзаведитесь наставниками

Продвигаясь по службе, очень важно собрать людей, которые станут вашими наставниками. Существует два типа наставников, особенно важных на этапе адаптации в новой компании. Первый тип – это человек, который знает, как все устроено, и может помочь разобраться во всевозможных процедурах от получения компенсации до доступа к оборудованию. Второй тип – это человек со связями: он познакомит вас с нужными людьми.

В обычных условиях вы можете позволить себе развивать эти отношения медленно. Однако, когда вы начинаете работать в компании удаленно, нужно найти наставников как можно быстрее. У вас нет возможности пройтись по офису и попросить коллег указать верное направление. Вместо этого придется разослать просьбы по электронной почте или в мессенджеры, но ответы могут прийти не скоро. Стоит принять предложения о помощи быстро, чтобы ваша работа была комфортной и эффективной.

Не старайтесь найти человека, который станет вашим наставником на долгие годы. Выбирая быстро, вы можете остановиться на человеке, который не подходит для этой роли идеально. Узнав организацию лучше, вы сможете обратиться за поддержкой к другим людям. Но на начальном этапе лучше иметь хоть какого-нибудь наставника.

Расскажите о себе

Когда человек начинает работу в офисе, окружающие замечают новое лицо. И в нормальных обстоятельствах можно ожидать, что люди подойдут познакомиться и даже предложат помощь. Но этого не произойдет в виртуальном офисе. В идеале начальник представит вас, но лица коллег сольются в безликую массу на виртуальной встрече. Поэтому надо заявить о себе более явно. На совещании команды попробуйте найти момент, чтобы рассказать о себе. Кроме того, вы можете сообщить о себе в рабочих мессенджерах или с помощью коротких электронных писем другим сотрудникам вашего подразделения. Это может оказаться непросто, если вы не любите привлекать к себе внимание. Но вам нужно сообщить людям, что теперь вы работаете с ними и будете признательны, если они помогут вам привыкнуть к новому месту. Многие из коллег захотят поприветствовать вас, просто им нужно напомнить об этом более явно, чем в обычных условиях.

Попросите о помощи

В офисе коллеги часто обращают внимание на выражение лица или интонации и могут предложить помощь, если подумают, что вы нуждаетесь в ней. Во время видео- или телефонных совещаний людям сложно увидеть, что вы в замешательстве или не успеваете за ними. Если вам что-то нужно, скажите об этом.

Возможно, вы будете переживать из-за того, что коллеги не захотят помочь. В конце концов, сейчас всем хватает забот. Исследования показывают, что люди гораздо охотнее помогают, если обращающиеся за помощью уверены, что им не откажут. Так что не ждите предложений о помощи, а попросите о ней сами.

Ведите дневник

В офисе легко решать проблемы по мере их возникновения. Вы можете просто встать из-за стола и найти помощь. Когда вы работаете из дома, ваш запрос о помощи может затеряться в общем потоке электронных писем или сообщений. И если вопрос незначительный, даже вы можете забыть о нем.

Поэтому заканчивайте каждый рабочий день, просматривая список задач и делая заметки о том, как вы справились с делами. Описывайте сделанное и препятствия, с которыми вы столкнулись. Если у вас остались нерешенные проблемы, отметьте. На следующей встрече с начальником или коллегой поднимите эти вопросы и узнайте их точку зрения.

Человеческая память так устроена, что лучше всего запоминаются вещи, совместимые с нашими представлениями о происходящем. Это означает, что вы с наименьшей вероятностью будете помнить о новых аспектах своей работы, но именно с ними вам больше всего нужна помощь. Записывая события дня, пока они свежи в памяти, вы сможете преодолеть эту проблему.

Быть новичком всегда нелегко, а в текущей ситуации особенно, но, действуя проактивно, вы сможете более плавно адаптироваться в новой команде и быстрее доказать свою ценность организации.

Об авторе: Арт Маркман – профессор психологии и маркетинга в Техасском университете (г. Остин), автор более 150 научных работ о мышлении, принятии решений и мотивации

Статья впервые опубликована в журнале «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь.