Как рекламировать свои достижения, не вызывая зависти и раздражения у коллег и начальства

Каждому хочется, чтобы коллеги и начальство замечали его успехи, без этого не сделать карьеры. Но хвастунов никто не любит
Варвара Гранкова

Никто не любит хвастунов – возможно, потому, что они вызывают зависть, раздражение и даже злость. Ученые выяснили: сотрудники, которые рассказывают всем о достигнутых высотах, не кажутся более компетентными, чем их скромные коллеги. Самореклама ассоциируется с низкими показателями эффективности, особенно у женщин, поскольку общество осуждает их сильнее, когда они афишируют свои успехи. В некоторых странах, в том числе в США, люди более терпимы к саморекламе. И все же бахвальство везде воспринимается в целом негативно.

Даже если вы будете хвастаться завуалированно, ситуацию это не изменит. Речь идет, например, о «скромном хвастовстве», т. е. самопохвале, замаскированной под жалобу («Я так устал быть единственным доверенным лицом босса»), и о самоуничижении («Не могу поверить, что получил эту награду!»). В ходе исследования, проведенного Овулом Сезером из Университета Северной Каролины, респонденты описывали людей, оставляющих в соцсетях комментарии вроде «Ой, я и не ожидал, что мою книгу включат в топ-10 бестселлеров Amazon», не только как менее приятных, но и как менее компетентных по сравнению с теми, кто открыто писал: «Мою книгу включили в топ-10 бестселлеров Amazon».

Возможностей для безопасного хвастовства очень мало, поэтому я обычно советую доказывать профессионализм не словом, а делом. Мои исследования и работы других специалистов позволили понять, как привлечь внимание к своим достижениям, не вызывая негативных эмоций.

Рассказывайте, когда спрашивают. Если на заданный вопрос невозможно ответить, не упомянув своих достижений, не надо сдерживаться. Согласно исследованиям, если человек рассказывает о своих успехах в ответ на прямой вопрос, это не портит впечатления о нем. Если вам дают возможность похвастаться, например, спрашивая: «Каковы ваши самые сильные стороны?» или «Как вам удалось так быстро закончить работу?», не стоит упускать ее – это может показаться подозрительным. Если вы промолчите или проявите застенчивость, люди подумают, что вы не самый приятный и не заслуживающий доверия человек.

Рассказывайте, когда рассказывают другие. Замечали ли вы, что, когда с вами делятся личными историями, приятными или не очень, в ответ вы сообщаете что-то о себе? Негативный эффект хвастовства сходит на нет, когда окружающие также рассказывают о своих успехах.

В ситуациях, в которых принято делиться своими достижениями, например при приеме на работу, хвастаться может быть полезно. В ходе одного исследования ученые наблюдали за 106 соискателями, проходившими собеседование, – специалисты записывали их ответы и подсчитывали, как часто они прибегают к саморекламе. Тех, кто не стеснялся рассказывать о своих сильных сторонах, опыте и достижениях, интервьюеры чаще считали подходящими для работы и представляющими больший интерес для компании, чем тех, кто восхвалял себя умеренно.

Этот эффект ярко проявляется в социальной сети LinkedIn, по сути созданной для самопродвижения, а также в кабинетах врачей, юристов и других специалистов, которые вешают на стену дипломы и сертификаты, чтобы показать пациентам и клиентам, что они в надежных руках. В двух словах: ученые доказали, что, когда окружающие говорят о своих достоинствах, можно делиться собственными успехами, не боясь прослыть неприятным, корыстолюбивым или невоспитанным.

Найдите промоутера. В серии исследований, проведенных Джеффри Пфеффером из Стэнфордского университета, участникам, которые должны были установить зарплату для нового сотрудника, предоставили одну из двух стенограмм собеседования. В первой кандидат сам говорил о себе: «Любой, кто работал со мной, подтвердит, что я прирожденный лидер». Во второй соискателя презентовал рекрутер: «Все коллеги считают его прирожденным лидером». Кандидат, которого представлял посредник, был оценен как более компетентный. Ему назначили более высокую зарплату, чем тому, кто рассказывал о себе сам. Еще одно исследование показало: если человека хвалят другие, это вызывает меньше негативных эмоций вроде зависти и раздражения. Этот эффект настолько силен, что даже вопиющий конфликт интересов (например, когда агентство получает процент от зарплаты подобранного сотрудника), похоже, не подрывает доверия к посредникам.

Разумеется, на встречу по оценке эффективности посредника не приведешь. И все же можно найти людей, в том числе коллег, руководителей, наставников и кураторов, которые с удовольствием расскажут о вас, если вы уважительно их попросите. Это проще, чем кажется. Как демонстрирует исследование Ванессы Бонс из Корнеллского университета, мы примерно на 50% склонны недооценивать готовность окружающих оказать нам поддержку. Те, кто нас хвалит, тоже получают от этого пользу. В ходе опроса, посвященного «позитивным сплетням», выяснилось, что люди более высоко оценивают тех, кто хорошо отзывается о чужих достижениях.

Соблюдайте баланс. Даже если появляется возможность рассказать о своих достижениях, помните: все должно быть в меру. Как утверждают исследователи, человек кажется в большей степени заслуживающим доверия и благожелательным, если говорит о себе не только в положительном ключе. Чем выше ваше положение в обществе, тем важнее наравне с достижениями признавать свои ошибки и страхи. Такая откровенность не только в целом похвальна, но и представляет вас в более выгодном свете: вас едва ли сочтут наглым, неприятным и вызывающим зависть.

Такая стратегия действует, потому что людям гораздо проще составить мнение о предмете, сравнивая между собой его характеристики. Когда негативный аспект упомянут среди множества положительных, мы сопоставляем их и видим, что хорошего значительно больше. Например, участники исследования, проведенного Элисон Вуд Брукс из Гарвардской школы бизнеса, испытывали сильную зависть к успешным предпринимателям, о которых им рассказывали (все истории были вымышленными). Единственным бизнесменом, не вызывавшим зависть, оказался человек, который после презентации проекта сказал потенциальным инвесторам: «Я не всегда был успешным. Мне пришлось через многое пройти, чтобы чего-то достичь <...> Когда я открыл компанию, я не мог объяснить потребителям, почему они должны поверить в меня и нашу миссию. Мне многие отказывали».

Празднуйте победу правильно. Признание заслуг поднимает моральный дух и улучшает общее состояние человека. Воспевать свои победы можно так, чтобы никто не заподозрил вас в хвастовстве. Один из способов – обзавестись на работе и за ее пределами близкими друзьями, которые будут радоваться вашим успехам, как своим. Ученые выяснили, что рассказывать близким о собственных достижениях полезно для отношений. Верно и обратное: если вы не делитесь с друзьями хорошими новостями – скажем, о том, что вошли в список участников Бостонского марафона, – это подрывает доверие и отдаляет вас друг от друга: люди чувствуют себя исключенными из вашей жизни.

И последнее. Если вы постоянно боретесь с желанием рассказать окружающим о своих успехах, задумайтесь, чем обусловлено это желание. Не слишком ли вы зависимы от чужого мнения? Вам не хватает внутренней мотивации? Вам кажется, что вас не ценят как специалиста? Если так, то почему? Ответы на эти вопросы помогут лучше разобраться в себе, а это принесет гораздо больше пользы, чем любая самореклама.

Об авторе: Лесли Джон – преподаватель делового администрирования в Гарвардской школе бизнеса

Статья впервые опубликована в «Harvard Business Review Россия». Оригинал статьи здесь