Как уволенному топ-менеджеру стать востребованным консультантом

Пять шагов, которые помогут начать карьеру в консалтинг

Из-за кризиса в компаниях прошли сокращения, и многие руководители среднего и высшего звена остались без работы. Но работа по найму на крупном предприятии – не единственная возможная карьера. Можно консультировать других. За время работы топ-менеджером вы получили опыт и знания, которые могут пригодиться, например, среднему бизнесу. Конечно, некоторые потенциальные клиенты сочтут бывших начальников, переквалифицировавшихся в независимых консультантов, неудачниками. Но большинство все же воспринимает переход управленцев в консалтинг как логичное продолжение карьеры. Дело за вами.

1. Выберите тип услуг: наставничество, консультирование, сопровождение бизнес-процессов, внедрение. Что у вас получается лучше – направлять, мотивировать или решать операционные и технические вопросы? Вам приходилось оптимизировать бизнес-процессы или повышать квалификацию персонала?

Например, консультант-наставник работает с командами менеджеров, своими вопросами помогая им находить ответы. Это хороший психолог, вдохновляющий команду после того, как соберет всю информацию о сотрудниках и положении дел. Такую роль легко возьмет на себя бывший топ-менеджер из торговли, пищевой, транспортной или коммуникационной отрасли. В этих же отраслях он найдет клиентов для консалтинга: здесь всегда нужны тренинги, подготовка персонала, обучение.

Консультант по внедрению организует и сопровождает управленческие и технические проекты, занимается оптимизацией бизнес-процессов. Успешным консультантом такого типа может стать финансист, бывший директор нефтегазовой или IT-компании, телекоммуникационной компании. Главные потенциальные заказчики – в банковском, а также медицинском секторе и в пищевой индустрии, где нужно оптимизировать бизнес-процессы.

2. Определите функциональные области: маркетинг, финансы, эффективность производства, информационное сопровождение сделок, реорганизация системы управления, налоговые споры, выход из кризисных ситуаций или еще более узкие вопросы. В пандемию, например, стала востребована помощь в переговорах об отсрочке по аренде, при оптимизации расходов, сокращениях штата.

IT-директор, который в большой компании внедрял учетно-управленческую систему SAP, – уже готовый внешний консультант для внедрения подобных систем в среднем бизнесе. Директор по производству в крупной компании – готовый консультант по внедрению производственной системы, бережливого производства и т. п. Финансовые директора могут консультировать по инвестиционным проектам.

Руководителям малого и среднего бизнеса нужны консалтинговые услуги по учетной политике, оформлению сводной отчетности, планированию финансовой деятельности, взаимодействию с налоговой инспекцией.

3. Не ограничивайтесь отраслью, в которой трудились по найму. У IT-менеджера широкое поле деятельности: его ждут в нефтегазовой, энергетической промышленности, банке, в сфере торговли, телекоммуникаций. Финансовый директор может проконсультировать по налогам и снижению издержек любые компании. Директор по экономике может консультировать по финансовой стратегии торговлю и пищевую отрасль, строительные компании. Директор по логистике может консультировать не только транспортные компании, но и сервисы доставки. Топ-менеджер сети ресторанов может стать консультантом по управлению персоналом.

4. Подготовьте портфолио. Оно поможет произвести первое (и главное) впечатление на потенциального заказчика.

Делайте акцент на 5–10 лучших кейсах: задачи, сроки выполнения, особенности проекта, этапы и результаты. Краткое описание «повысил производительность труда в 2 раза, увеличил прибыль компании в 3 раза» неинтересно. Заказчик хочет знать, как это было сделано: какими методами, за какой срок, какие преодолевались препятствия.

Вы как финансовый директор курировали установку системы управленческого учета или как HR-директор занимались сокращением персонала либо строили систему обучения? Необходимо составить перечень решенных задач. Оформить свой корпоративный опыт следует красиво, с броской обложкой и инфографикой. Презентация или PDF воспринимается лучше текстового документа.

5. Предложите свои услуги. Сначала поговорите со знакомыми консультантами или консалтинговыми компаниями, услугами которых пользовался прежний работодатель. Предложите им свои услуги в качестве соисполнителя – это поможет набраться опыта и повысит вашу привлекательность в глазах потенциальных заказчиков.

Для собственного продвижения используйте конференции, собственный сайт, email-рассылки, рекламу в интернете. Имеет смысл завести страницу личного бренда в социальных сетях LinkedIn, Facebook и Instagram. Просмотрите сообщества предпринимателей в соцсетях. Выберите тех, кто своими постами или комментариями показал, что им нужен консультант, и предложите в личных сообщениях свои услуги. Не бойтесь навязываться: пока о вас не знают, это практически единственный способ найти новые контакты.