Время убирать за собой

Гендиректор Российского экологического оператора Денис Буцаев о необходимости правового регулирования

Десятилетие Россия выстраивала систему обращения с отходами по западным лекалам. Воспринимались «на веру» и внедрялись «лучшие» мировые практики, предложенные крупными западными компаниями. По такому пути в 2014 году внедрили механизм расширенной ответственности производителей (РОП). РОП подразумевает минимизацию негативного воздействия произведенных товаров и упаковки на окружающую среду путем возложения на производителей ответственности за весь жизненный цикл продукта от его производства до конечной утилизации. Главный принцип РОП: «загрязнитель платит!»

Правоприменительная практика разочаровала. Зачастую за зелеными лозунгами и распиаренными экологическими программами не было ничего. Инфраструктура обращения с отходами не появлялась, мусорные полигоны росли. А по документам все было отлично, все по закону. Бизнес быстро оценил такие «преимущества» и работал, не убирая за собой.

Проделав колоссальную работу, природоохранный блок правительства во главе с вице-премьером Викторией Абрамченко, невзирая на серьезную и острую оппозицию, разработал изменения в законодательство. В апреле правительство внесло в Государственную думу законопроект о реформе РОП.

Мы решили полностью изменить правила игры.

Первое. Обязанность по утилизации упаковки будут нести производители упаковки, а не производители товаров, использующие эту упаковку. Сейчас даже маленькие кофейни, реализующие кофе на вынос в одноразовых стаканчиках, являются субъектами регулирования. Это малый бизнес, у которого нет штатных экологов и юристов. Таких организаций миллионы. Теперь ответственность будет на производителе стаканчиков, их число кратно меньше, и они могут грамотно обеспечить утилизацию.

Второе. Установление ответственности по утилизации отходов за весь объем выпущенной упаковки. Предусмотрено поэтапное увеличение ответственности: в 2025 году – в отношении 55% выпущенной упаковки, в 2026 году – в отношении 75 %, с 2027 года – ответственность за весь ее объем.

В законодательство был внедрен коэффициент, понижающий ответственность производителя – норматив утилизации. Фактически товаропроизводитель отвечает лишь за малую часть произведенной продукции, а не за весь объем.

Третье. Вводим новый подход к определению платы за неутилизированный объем – чем менее экологичны товар или упаковка, тем больше экологический сбор. За неперерабатываемую цветную пластиковую бутылку плата будет больше, чем за прозрачную, которая прекрасно многократно перерабатывается. Для этого предусмотрели повышающий коэффициент экологичности, определяемый в зависимости от возможности переработки.

Четвертое. Вводим реестр добросовестных утилизаторов – компаний-переработчиков отходов. Некоторые псевдоутилизаторы помогали производителям товаров уходить от экологической ответственности, предоставляя фиктивные акты утилизации для надзорного органа. После принятия закона нельзя будет закрыть ответственность через утилизатора, не включенного в реестр. Мы в РЭО начали проводить такую работу с 2020 года, собираем данные со всей страны. Сейчас в нашей базе около 660 действующих объектов, с каждым утилизатором налажено взаимодействие, мы знаем про их мощности и оборудование. Эта информация станет основой для нового реестра и создания эффективной системы контроля за деятельностью каждого утилизатора. Также важно внедрять методы дистанционного контроля, в том числе отслеживающие работу утилизационного оборудования.

Пятое. Цифровизация. К сожалению, бумажный документооборот не позволяет качественно администрировать РОП. Вся поступающая информация будет обрабатываться в Единой федеральной государственной информационной системе учета отходов от использования товаров (ЕФГИС УОИТ). Реформа вводит прозрачную аналитику по всем субъектам регулирования посредством цифровизации процессов и взаимодействий. Уже сейчас достигнуты договорённости об информационном взаимодействии с операторами иных государственных информационных системам. Еще в прошлом году совместно с Минприроды России изменили Положение о ЕФГИС УОИТ (постановление № 868), поименовали всех новых поставщиков информации – системы «Честный знак» и «ВетИС», Минпромторг, Росалкогольрегулирование, Федеральную таможенную службу (ФТС) России, Росстат.

Получаемая информация позволяет выявлять субъектов регулирования и видеть объемы их производства. Достигнуты договоренности с ФТС России провести до 2026 года эксперимент в отношении импортеров по новым правилам уплаты экосбора и заключению договоров с утилизаторами.

Но законодательные изменения – лишь начало перенастройки администрирования и повышения инвестиционной привлекательности сферы материальной утилизации отходов.

Предстоит не меньшая работа и по принятию подзаконных актов. Суммарно необходимо более 15 подзаконных актов. Сейчас начата их разработка. И эта работа носит межведомственный междисциплинарный характер, так как требует настройки многих смежных областей правового регулирования.

Эти изменения назрели давно.