Потребительский оптимизм россиян пошел на спад

Доля тех, кто не ждет улучшений, снова растет
Реальные доходы населения снижаются три года подряд и все больше зависят от социальных выплат /Евгений Разумный

Потребительские настроения россиян вернулись на уровни декабря 2016 г., следует из февральского опроса «инФОМа», проведенного по заказу ЦБ. На 3 п. п. выросла доля тех, кто говорит об ухудшении материального положения (до 38%), и снизилась на 2 п. п. тех, кто считает, что оно не изменилось (до 51%). В целом оценки сопоставимы с январем 2015 г.

В феврале респонденты стали реже говорить о том, что кто-то из членов их семьи стал больше зарабатывать или вышел на работу. Ожидания изменения материального положения вернулись к декабрьским значениям – 19% опрошенных ожидали улучшения, а 20% – ухудшения, доля тех, кто не ждет изменений в ближайший год, выросла на 2 п. п. Медианное значение среднедушевого дохода практически не изменилось, оставшись примерно на уровне середины 2015 г.

Реальные доходы населения снижаются три года подряд и все больше зависят от социальных выплат. В 2016 г. 19% доходов среднестатистический россиянин получил от государства – это исторический рекорд, следует из данных Росстата. В январе реальные доходы выросли впервые с ноября 2014 г. – на 8,1%. Но рост полностью обеспечен разовой выплатой в 5000 руб. пенсионерам, посчитали в ВЭБе. Федеральный бюджет потратил на нее 221,7 млрд руб., частично компенсировав потери пенсионеров из-за отказа правительства от индексации пенсий по инфляции.

На выплату пришлось около 7,3% розничного товарооборота и услуг населению в январе, подсчитали в Центре развития ВШЭ: это означает, что в первый месяц зимы было потрачено лишь около четверти выделенных средств и в ближайшие несколько месяцев вероятно сохранение повышенной потребительской активности. По мере их расходования стимулирующий эффект выплаты иссякнет, говорится в обзоре Центра развития.

Привычка к экономии

Привычка японцев к стагнации зарплат и дефляции сдерживает развитие страны, писала WSJ. 20 млн японцев в возрасте 20–34 лет привыкли к тому, что завтра цены будут ниже, чем сегодня, и инстинктивно предпочитают не рисковать, а экономить. Правительство и центробанк Японии стимулирующими мерами не смогли преодолеть привычку населения сберегать.

Ухудшение оценок и ожиданий изменения материального положения в феврале отразилось на потребительском поведении опрошенных, говорится в исследовании ФОМа: оптимизм потребительских и сберегательных установок прошлого месяца иссяк. В феврале выросла на 3 п. п. до 42% доля тех, кто считает, что сейчас не время для крупных покупок, доля тех, кто думает наоборот, уменьшилась на 4 п. п. до 17%. Существенно выросла доля тех, кто крупных расходов не планировал (на 8 п. п. до 33%). В то же время на 4 п. п. (до 43%) снизилась доля тех, кому приходилось отказываться от запланированных расходов.

Никаких существенных изменений с потребительскими настроениями россиян не произошло, говорит директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева. Социальные процессы обладают значительной инерционностью и рост экономических индикаторов на них практически не влияет, констатирует Малева: резкий рост цен на нефть или динамики ВВП на социальное самочувствие и реальное благосостояние людей не влияет. Население привыкло к плохому – это «негативная стабилизация», которая усложняет выход из кризиса, указывает Малева. Ситуация даже хуже, чем в 90-е, продолжает она: тогда за счет роста частного предпринимательства или сектора НКО население могло выживать, а теперь государство определяет, где и сколько рабочих мест создается, и возможностей у людей значительно меньше.