Статья опубликована в № 4329 от 26.05.2017 под заголовком: Награда найдет менеджера

Правительство никак не решится ограничить вознаграждения менеджерам госкомпаний

Мешают лоббисты, признают чиновники
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Единую методику вознаграждения топ-менеджеров госкомпаний Минэкономразвития готовит с прошлого года. В апреле первый вице-премьер Игорь Шувалов концептуально одобрил документ, поручив его доработать. Минэкономразвития задание выполнило, в мае снова внесло документ в правительство, откуда его снова вернули на доработку, рассказывают участник совещания у Шувалова и два федеральных чиновника.

Что именно дорабатывать, на этот раз не пояснили, говорят собеседники «Ведомостей». Очень похоже на то, что документ хотят похоронить, скептичен один из них: он не нравится крупнейшим госкомпаниям. Представитель Шувалова не ответил на запрос «Ведомостей», его коллега в Минэкономразвития отказался от комментариев.

Министерство разработало двухзвенную модель вознаграждения: фиксированный годовой оклад (менее 50% вознаграждения) и переменная часть, зависящая от ключевых показателей эффективности (КПЭ). Но сотрудники госкомпаний настаивали на том, что бонусов должно быть два – еще один, не привязанный к КПЭ, чтобы и в кризисные времена топ-менеджмент не остался без премий. Это помогает удерживать высококвалифицированных специалистов, объясняли они «Ведомостям».

В апреле Шувалов поддержал двухзвенную модель, оставалось доработать детали: привести в соответствие с планом ОЭСР и инструкциями Центробанка, ввести переходный период. Все эти замечания были учтены, утверждает федеральный чиновник. Среди предложений – разрешить компаниям платить менеджерам отложенные премии: не сразу по итогам года, а в течение нескольких лет, если не ухудшатся показатели компании, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Подобная система действует, например, в «Ростелекоме» и в АИЖК.

Если документ действительно требуют доработать, то указывают, что в нем нужно поправить и в какой срок, но сейчас проект вернули в Минэкономразвития без пояснений, отмечает участник совещания: «На бюрократическом языке это означает: вам задачу не поставили – значит, само тихо умрет».

В четверг три депутата-коммуниста потребовали у комитета Госдумы по бюджету и налогам запросить у правительства обоснование премий членам правления «Роснефти» и совета директоров «Газпрома». Обе госкомпании значительно повысили премии менеджменту (см. врез). Премия «Роснефти» связана с приватизацией, которая была объявлена только в начале 2016 г., т. е. не могла быть записана в КПЭ компании. Впрочем, регламент «Роснефти» позволяет платить премии не только за выполнение КПЭ, но и за реализацию значимых проектов.

Связаться с представителем «Роснефти» вчера не удалось. Представитель «Газпрома» не ответил вчера вечером на запрос «Ведомостей».

Госкомпании оценили руководство

За I квартал 2017 г. «Роснефть» премировала своих топ-менеджеров почти на 1,5 млрд руб. – это более половины премий за весь 2016 год. (2 трлн руб.). Это премия за «интегральную сделку» – покупку у государства 50,08% акций «Башнефти» и продажу инвесторам 19,5% «Роснефти», объясняла «Роснефть». «Сделка была проведена в условиях беспрецедентно сложной конъюнктуры и в кратчайшие сроки», – говорил ее представитель. На годовом собрании акционеров «Газпрома» было предложено одобрить вознаграждения членам совета директоров за июль 2016 – июнь 2017 г. в 245,4 млн руб. Председателю совета директоров Виктору Зубкову и его заместителю Алексею Миллеру увеличили бонусы на 20% – до 31,1 млн и 30,1 млн руб. соответственно.

Правительство пасует перед госкомпаниями: некоторые из них (те же «Роснефть», «Газпром», а также «Транснефть». – «Ведомости») добились исключений из общего норматива дивидендов (50% от прибыли по МСФО), теперь правительство не может отрегулировать и вознаграждения, констатирует федеральный чиновник. Как и в случае с дивидендами, сопротивляются крупные сырьевые компании, добавляет он.

Госкомпании сейчас выигрывают, поскольку у них есть стратегические проекты со сжатыми сроками исполнения, – им легко убедить президента, что им нужны деньги, полагает главный экономист БКС Владимир Тихомиров. Та же логика срабатывает и с вознаграждениями, рассуждает он: да, много, убеждают госкомпании, но они заслуживают этого, а споры вокруг зарплат топ-менеджеров идут и на Западе.

«Возможно, необходимы поощрения за реализацию стратегически важных проектов, ранее не запланированных мотивационной программой, – считает директор PwC Юрий Левичев. – Эта практика есть и в частных компаниях». Применять единый стандарт вознаграждения может быть трудно и неоправданно, говорит он, дифференцированный подход к использованию элементов вознаграждения может лучше отвечать потребностям госкомпаний.

Даже если не учитывать влияние госкомпаний, единая методология изначально выглядела нереалистичной в российских условиях, согласен Тихомиров: у госкомпаний разный состав частных инвесторов, разный инвестиционный горизонт, разные геополитические проблемы вокруг их проектов, разных людей надо нанимать. Они всегда могут привести рыночный аргумент, рассуждает экономист: «Вы не можете навязывать единый стандарт, вы только один из акционеров». У инвесторов все эти спущенные сверху КПЭ и нормативы по вознаграждениям не вызывают доверия, скептичен управляющий директор «ТКБ инвестмент партнерс» Владимир Цупров, принципиально они не поменяют управления в госкомпаниях. Лучший способ повысить эффективность госкомпаний – это избавиться от них, т. е. приватизировать, заключает он.

Читать ещё
Preloader more