Банк России предупредил о снижении ключевой ставки

На инфляцию и ожидания влияет крепкий рубль
Годовая инфляция составляет 4,1%, это подтверждается среднесуточными данными Росстата и по годовой инфляции на конец апреля (4,14%)/ Е. Разумный/ Ведомости

Замедление инфляции с февраля оказалось сюрпризом не только для рынка, но и для ЦБ, указывает Наталия Орлова из Альфа-банка. Александр Исаков из «ВТБ капитала» не помнит, чтобы ЦБ прямо сообщал о снижении ставки, но фактически регулятор подтверждает консенсус, поэтому рынок и не реагирует.

Центробанк на опорном заседании совета директоров 16 июня рассмотрит снижение ключевой ставки на 25 или 50 б. п., сообщила его председатель Эльвира Набиуллина: инфляция снижается плавно, но чуть быстрее прогнозов регулятора.

Пока она не достигла таргета в 4%, оценивает Набиуллина: годовая инфляция составляет 4,1%. Это подтверждается среднесуточными данными Росстата и по годовой инфляции на конец апреля (4,14%). Более того, из них следует, что инфляция несколько удалилась от цели, превысив уровень в 4,1%. Минэкономразвития делало предположения, что уже к 15 мая инфляция могла коснуться таргета, но точные оценки появятся только после публикации данных Росстата за май.

Инфляционные ожидания продолжают снижаться, хотя они еще выше таргета, подчеркнула Набиуллина: «Наши решения в денежно-кредитной политике действуют с лагом, и для нас очень важна не только фактическая динамика инфляции, инфляционных ожиданий, экономического роста, безработицы, но и наши прогнозы под воздействием тех или иных факторов – позитивных или негативных». Уменьшение инфляционных ожиданий в апреле стало одним из оснований для снижения ставки ЦБ, говорил директор департамента денежно-кредитной политики Игорь Дмитриев: их снижение в мае и дает, и не дает возможность для снижения ставки в июне.

Аналитики ждут от ЦБ снижения ставки на 25 б. п. до 9% с 9,25%, следует из опроса Reuters: в дальнейшем смягчение продолжится до I квартала 2018 г., после чего регулятор возьмет паузу, а в III квартале опустит ставку до 7,5%.

Примерно на две трети замедление инфляции с 5,4% в декабре 2016 г. до текущего уровня в мае связано с укреплением рубля, объясняет Орлова, в целом же вклад курса в инфляцию она оценивает в 10%. Эта цифра не изменилась с момента укрепления рубля в 2010 г., что указывает на весьма умеренные структурные изменения в экономике в предыдущие годы, считает она, высока доля импорта в совокупном потреблении (см. график). Снижение цен на сельхозпродукцию – «это тоже история про курс», добавляет Исаков. Крепкий рубль влияет и на инфляцию, и на ожидания, говорит Дмитрий Полевой из ING: «скомпрометировать таргет» может снижение курса до 65 руб./$.

Трансмиссионный эффект проявляется гораздо сильнее в случае ослабления курса, отмечает Орлова: вербальные интервенции Минэкономразвития, убеждающего рынок в том, что курс ослабнет до 68 руб./$ к концу года, играли негативную роль, привязывая ожидания по инфляции к высоким ожиданиям девальвации.