Статья опубликована в № 4354 от 03.07.2017 под заголовком: Концессии подождут госзаказа

Рынок концессий может избежать очередного риска со стороны властей

Минэкономразвития берет паузу, чтобы придумать, как проверять эффективность проектов

Минэкономразвития даст отрицательную оценку идее депутатов проверять эффективность планируемых концессий, сообщили «Ведомостям» два федеральных чиновника и консультант. Представитель министерства это подтвердил.

В апреле группа депутатов, включая председателя профильного комитета Госдумы по собственности Николая Николаева, предложила обязать стороны будущей концессии запрашивать позицию Минэкономразвития и властей региона об эффективности проекта и его преимуществах перед госзакупкой – сопоставить расходы бюджета, обязательства и риски публичной стороны (по установленному правительством списку критериев). При отрицательном заключении концессия будет отменена.

Компенсация через пять лет

Федеральная антимонопольная службы (ФАС) предписала аннулировать конкурс на строительство в Башкирии автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск, решив, что концессия, в которой государство возмещает все расходы инвестора, – это обход правил госзаказа. Арбитражный суд Москвы с этим согласился. Под сомнением оказалась законность крупных концессий, например трассы Москва – Петербург и ЦКАД. ФАС предлагает поправить закон о концессиях так, чтобы государство могло компенсировать все расходы концессионера, рассказывал «Ведомостям» замруководителя службы Рачик Петросян. К уже заключенным соглашениям претензий быть не должно, объяснял он, а по будущим проектам полная компенсация расходов концессионера из бюджета будет возможна только после завершения строительства и не раньше чем через пять лет с момента заключения соглашения.

Сейчас похожие правила уже применяются в проектах государственно-частного партнерства (ГЧП), и бизнес считает их одним из препятствий для развития рынка. По вступившему в 2016 г. в силу закону о ГЧП до сих пор не то что не заключено ни одного соглашения, но даже не принято ни одного решения о проведении конкурса, говорил ранее вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов. Существующая методология не позволяет разумно разобраться, эффективен проект или нет, объясняет партнер юрфирмы Hogan Lovells Александр Долгов: «Поэтому проекты ГЧП тормозятся, а инвесторы предпочитают их избегать». Решение оценивать эффективность концессий могло бы убить рынок, «который еще недостаточно развит и слишком слаб», опасается Долгов.

В целом подготовленный Минэкономразвития отзыв правительства на депутатские поправки в законы о концессиях и ГЧП (они также позволяют распространить эти механизмы на IT-проекты. – «Ведомости») будет положительным, оговаривается представитель министерства. Более того, Минэкономразвития не отказывается от оценки эффективности – вопрос необходимо проработать отдельно, отмечает он. В странах, активно развивающих ГЧП, методики оценки эффективности давно и успешно применяются, пояснял он ранее «Ведомостям». В Госдуме также видят риски идеи. Целесообразность оценки эффективности концессий и их преимуществ перед госзакупкой нуждается в дополнительном обсуждении, передал Николаев через представителя: они существенно осложнят развитие ГЧП в России. Сейчас такой шаг является преждевременным, но по мере развития рынка его придется сделать, отмечает он.

Инструменты ГЧП и концессий привлекают внебюджетные средства в строительство инфраструктуры. Госинвестиции падают – с 3,7% ВВП в 2012 г. до около 2,4% в первом полугодии 2017 г., по расчетам аналитиков Infraone, а потенциально можно привлечь 2,26 трлн руб. (более половины от госбанков и институтов развития). За 2016 г. количество проектов ГЧП и концессий на стадии реализации увеличилось на четверть и превысило 2000, свидетельствуют данные Центра развития ГЧП, а сумма законтрактованных частных инвестиционных обязательств выросла почти в 1,5 раза до 1,3 трлн руб. По оценкам аналитиков Infraone, расходы на инфраструктурные проекты варьируются от $20–50 млн или ниже для мелких проектов до $1,7 млрд и выше для мегапроектов (см. график).

Попытка сравнивать концессии с госзакупками уже создала серьезные риски для рынка инфраструктуры (см. врез). Оценивать эффективность концессий в сравнении с принципиально иным типом договоров – госзакупкой – неправильно, категорична управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова: это равноценно сравнению договора купли-продажи и поставки. «Право на реализацию проекта мы и так доказываем через конкурсную процедуру», – говорит она. Необходимость получать официальное заключение в Минэкономразвития увеличивает и сроки подготовки проектов, и ее стоимость, отмечает Годунова: «Инвестор попадает в непрогнозируемую зависимость от оценки, и раз установленные критерии оценки субъективны, возрастает роль административного ресурса».

Эффективность многих проектов оценить и не удастся – строительство дороги зачастую имеет не столько экономический, сколько социальный и политический эффект и не весь его можно выявить, говорит советник Dentons Илья Скрипников, проект нуждается в предметной доработке. При отсутствии средств у регионов на софинансирование проекта частного инвестора необходимость в анализе экономической эффективности вообще отпадает, считает он.-