Санкции США против России подорвут надежды на инвестиционный рост
Хотя в краткосрочном периоде ограничения не сильно повредят Москве, предупреждает Moody’sРасширение американских санкций не подорвет рост экономики России, но создает угрозу для его стабильности, предупреждает рейтинговое агентство Moody’s. Они приведут к усилению кризиса в отношениях России с западными странами, и преодолеть его будет все труднее.
Агентство ожидает скромного увеличения оттока капитала и временного ослабления рубля, которое приведет к росту инфляционных ожиданий. В январе – мае чистый отток капитала вырос в 2,2 раза – до $22,4 млрд с $10,3 млрд годом ранее ($20 млрд за весь 2016 год). Обвинения России во вмешательстве в американские выборы нервировали рынки, указывает Moody’s в отчете.
Другое рейтинговое агентство, S&P, придерживается схожего мнения: пока санкции не ухудшают и без того слабые перспективы российской экономики. «Резких изменений здесь абсолютно ждать не стоит – рубль, конечно, будет колебаться, но в ограниченном диапазоне», – говорил и министр экономического развития Максим Орешкин.
Но риски все же есть, предупреждает Moody’s: инвесторы становятся все более осторожными – а это только усугубит хроническую нехватку инвестиций. Расширенные санкции Moody’s считает плохим сигналом не только для иностранных, но и для внутренних инвесторов. Первые лишь недавно научились работать в условиях санкций, а у вторых были надежды воспользоваться ростом конкурентоспособности России и сделать ставку на экспорт, говорится в отчете.
России будет еще труднее привлекать прямые иностранные инвестиции, пишет Moody’s, и дело не в деньгах, а в сложных технологиях и экспертизе, которую могут принести западные инвесторы. Они могли бы, к примеру, остановить падающую производительность российских нефтяных месторождений. К тому же новые санкции затрагивают инвестиции в трубопроводы, напоминают аналитики Moody’s.
На что санкции
2 августа американский президент Дональд Трамп подписал закон о новых санкциях в отношении России. Они ограничивают размер и сроки инвестиций в российские нефтегазовые проекты, допускают введение персональных санкций для тех, кого власти США сочтут причастными к кибератакам, коррупции и нарушению прав человека. Также американские компании и граждане смогут кредитовать российские банки только на 14 дней, нефтегазовые компании – на месяц. Под санкции могут подпасть люди, которые захотят вложить более $5 млн в год или $1 млн за раз в строительство российских экспортных трубопроводов или оказать им другую поддержку.
У президента США Дональда Трампа есть небольшое пространство для маневра – он может определять, как именно санкции будут применяться. Но для отмены или ограничения санкций потребуется одобрение конгресса США.
А значит, они останутся практически на неопределенный срок – пока Россия кардинально не изменит позицию в отношении Украины, пишет Moody’s. Через шесть месяцев после вступления закона в силу администрация США должна отчитаться перед конгрессом об их эффекте, включая возможные ограничения на покупку российского долга. Чиновник, участвующий в обсуждениях санкций, убеждает: никаких иллюзий, что после прихода Трампа к власти удастся смягчить или быстро отменить санкции, не было. Неприятно, но работать в таких условиях можно, резюмирует он.
«Moody’s еще в 2014 г. дали один из самых негативных прогнозов из-за ведения санкций, но сейчас мы не видим серьезной негативной реакции рынка», – отмечает главный экономист ING Дмитрий Полевой: нерезиденты, в том числе американские фонды, продолжают покупать облигации, а спекулятивная позиция в рубле стабилизировалась. Если шоки и будут, они не приведут к существенному изменению поведения инвесторов, говорил ранее директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов: «Большую долю инвесторов в ОФЗ составляют глобальные фонды, фонды EM, суверенные фонды, которые держат позиции долго, часто до погашения» (его слова по Reuters). Остаются риски в связи с практическим применением санкций, но пока рынок уверен – никакого эффекта они не окажут ни на отток капитала, ни на динамику курса, оптимистичен Полевой. Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова более пессимистична и считает, что санкции повлекут за собой новую волну негатива в отношении российских активов: в таких условиях будет тяжело генерировать приток капитала, но отток вряд ли будет значительным – инвесторы с 2014 г. живут в условиях санкций. Быстрый рост импорта и слабый текущий счет станут рисками для курса рубля, а санкции усилят его волатильность, предупреждает Орлова: хотя улучшение торгового баланса за счет роста цен на нефть и может компенсировать ухудшение капитального счета (см. график).
«Это до 2014 г., когда были мечты о строительстве международного финансового центра, делалась ставка на иностранные инвестиции, а сейчас иллюзий нет – надо ориентироваться на внутренних инвесторов», – комментирует чиновник финансово-экономического блока правительства, тем более что в России мало больших и хороших проектов, которые были бы интересны иностранцам. «Мы сами против своего бизнеса де-факто вводим столько санкций, ограничивая его работу, что нам скорее нужно заняться ими, а не жаловаться на внешние санкции», – рассуждает он.