Центробанк предложил клиникам побороться за право лечить за госсчет

Страховщики ОМС смогут расторгнуть с ними договор из-за плохого качества работы
Для страховщиков клиники оценят по рейтингу / Андрей Гордеев/ Ведомости

Реформировать обязательное медицинское страхование ЦБ предложил в опубликованном во вторник консультационном докладе о развитии этого сектора. Документ готовился совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (ФФОМС), говорит советник председателя фонда Игорь Селезнев.

Сейчас страховщик не имеет права расторгнуть договор с клиникой, даже если качество ее услуг кажется ему сомнительным: договор заключается со всеми клиниками из реестра территориального фонда ОМС, указывает ЦБ и предлагает изменить это правило. Для этого нужен публичный рейтинг клиник – он учтет качество услуг, квалификацию специалистов, техническую оснащенность клиники, жалобы на нее, то, как быстро и качественно она исправляет дефекты в работе. С клиникой, которая занимает слишком низкую позицию в рейтинге, страховщик сможет расторгнуть договор на оплату и оказание медицинской помощи по ОМС – это даст ему дополнительный рычаг влияния на недобросовестные клиники. Страховщик сможет отказаться от сотрудничества с клиникой, даже если она единственная в регионе: тогда оплату медицинских услуг за него будет осуществлять территориальный фонд ОМС. Идею рейтинга предложил Минздрав, составляет его ФФОМС, говорит Селезнев, а данные предоставят страховщики ОМС – как собственные, так и собранные ими отзывы пациентов. Информация об удовлетворенности медицинской помощью для рейтинга уже собирается, отмечает он.

Качество медицинской помощи и сервиса в клиниках, сроки ожидания этой помощи оставляют желать лучшего, особенно если речь не о крупных городах, замечает председатель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков (ВСС, саморегулируемая организация страховщиков) по развитию ОМС Александр Трошин: это связано как с общим состоянием медицины, отсутствием средств у клиник, так и с их недостаточной эффективностью. Страховщики штрафуют клиники за некачественную работу, но исправляют ошибки лишь немногие, говорит он: большинство занимается борьбой с «контролерами». Если бы страховщики получили возможность расторгать договор ОМС с клиниками, это способствовало бы конкуренции между ними и повышению качества услуг, считает он.

Рейтинги применяются на Западе, где от позиции в них зависит даже финансирование клиник, замечает гендиректор сети клиник «Доктор рядом» Александр Пилипчук, но в России введение такого рейтинга преждевременно. Сперва нужно наладить работу системы ОМС, чтобы она предоставляла гарантированные государством услуги в нужном объеме. Сейчас во многих регионах проблемы с доступностью медицинской помощи, гарантированной государством, с ее качеством, есть проблемы с подготовкой кадров: любой рейтинг зависит от квалификации докторов, а знания и навыки выпускников, особенно региональных медицинских вузов, не всегда соответствуют требуемому минимуму, остаются вопросы к качеству сервиса в клиниках. Кроме того, система здравоохранения недофинансирована – нужны системные меры, чтобы эту проблему решить, резюмирует Пилипчук.

Одна база на всех

Все данные об оказанной медицинской помощи и плате за нее – как по ОМС, так и по ДМС – в докладе Центробанка предлагается собрать в единую базу, это позволит, в частности, установить более справедливые тарифы на медицинские услуги.

Рейтинг нужен – особенно в тех регионах и городах, где сосредоточено много разных медицинских учреждений: федеральных, региональных, частных, ФМБА, силовых министерств, перечисляет завлабораторией оценки технологий здравоохранения РАНХиГС Виталий Омельяновский. У ФФОМС нет критериев, по которым он распределяет финансирование между клиниками, и регионы стремятся дать больше денег своим учреждениям, продолжает он, рейтинг может дать такие критерии. Но в регионах, где клиник не хватает, рейтинг будет бесполезен – альтернатив нет, признает Омельяновский.

Бороться ЦБ предлагает и с недобросовестными страховщиками. Сейчас, чтобы работать в региональной системе ОМС, страховщику нужно получить лицензию ЦБ и войти в реестр территориального фонда ОМС. ЦБ предлагает не один, а два ключа для выхода на рынок: ФФОМС разработает дополнительные критерии, на основе которых его территориальные фонды будут допускать страховщиков к работе с клиниками или отказывать им. Фонд проверит, есть ли в штате страховой компании все необходимые специалисты, хватает ли врачей-экспертов, опыт работы в медицинском страховании, технологическую оснащенность, наличие call-центра. Если все территориальные фонды ОМС исключат страховщика из своих реестров, ЦБ отзовет у него лицензию.

Случаев изгнания страховщика из региона Трошин не помнит – как правило, компании уходят, потеряв интерес к бизнесу в регионе. Он опасается, что территориальные фонды ОМС будут защищать клиники: когда добросовестный страховщик выявляет нарушения в больницах, фонды стараются сохранить деньги для больницы, а не устранить ошибки. Впрочем, клиникам действительно порой не хватает денег даже на зарплаты, признает Трошин.

В докладе перечислены и другие способы борьбы со злоупотреблениями со стороны страховщика. Например, по жалобе территориальных фондов ОМС ЦБ сможет применить к нему санкции. Также предлагается ограничить возможности страховщика недобросовестно наживаться на клинике: штрафуя клинику за нарушение, он получает часть этой суммы. Поэтому в ответ на неоднократные штрафы ЦБ сможет потребовать от страховщика расторгнуть договор с клиникой. Страховщики оценивают и штрафуют клиники по довольно формальным критериям – на качестве услуг это практически не сказывается, скептичен Пилипчук.

Еще одна мера – контроль за расходами страховщиков на ведение дел: например, привлечение экспертов, покупку оборудования. Определить, сколько денег и на что они могут тратить, а также контролировать эти траты может ВСС, предлагает ЦБ. Построить эффективную модель нормативов практически невозможно – у страховщиков все равно не получится соблюдать их, сомневается Трошин, как коммерческие компании, они оптимизируют расходы наиболее эффективным образом.

Страховщики пока фактически перераспределяют деньги: они не выбирают клиники, не управляют финансовыми потоками, соответственно, и не заинтересованы в повышении эффективности системы здравоохранения, рассуждает Омельяновский. Он надеется, что введение оценки качества работы клиник и страховщиков дает надежду, что они начнут помимо оговоренного государством минимума вводить профилактические программы, программы вакцинации.