Блокчейн может заменить ЕГЭ, допускает Максим Орешкин

У правительства почти безграничные планы на эту технологию, начинает оно с Росреестра
Российские власти готовы заковать себя в цифровые цепи / Сергей Николаев/ Ведомости

Весь год чиновники рассказывали об увлечении блокчейном и думали, как же они могут использовать эту технологию. Вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов даже заявил, что блокчейн может вывести экономику России на новый уровень.

Наконец власти нашли первое применение технологии – в Москве будет запущен пилотный проект по использованию блокчейна для мониторинга достоверности сведений из Единого госреестра недвижимости. Проект необходимого для этого постановления правительства опубликовало Минэкономразвития.

Эксперимент будет длиться полгода – с января по июль 2018 г. Результаты Росреестр, ФНС и правительство Москвы оценят до 1 августа, а еще через месяц Минэкономразвития собирается направить доклад в правительство. Оно рассчитывает повысить доступность сведений реестра недвижимости, гарантии защиты прав собственности и доверие к обороту недвижимости.

В марте премьер-министр Дмитрий Медведев поручил создать рабочую группу по использованию технологии блокчейн в госуправлении: «Технология особая, исключает наличие посредников». Во-первых, система реестров документов по недвижимости технически наиболее готова и относительно проста для тестовых внедрений, данные структурированы и оцифрованы, объясняет выбор директор департамента ВЭБа по развитию технологии блокчейн Анастасия Тюрина, во-вторых, огромное число пользователей нуждаются в защите прав собственности. Практически все первые проекты внедрения блокчейна правительствами других стран были связаны именно с реестрами недвижимости и земельными кадастрами, добавляет она. При регистрации недвижимости велик человеческий, а значит, коррупционный фактор, добавляет федеральный чиновник. Министр экономического развития Максим Орешкин считает, что за последнее время ситуацию в Росреестре удалось улучшить, но блокчейн необходим. Он в несколько раз уменьшит вовлеченность людей в проверку подлинности прав собственности, а сроки оказания этой услуги будут измеряться уже не днями, а часами, пояснил Орешкин «Ведомостям». Блокчейн позволит убрать посредников при регистрации сделок, ожидает он, не нужны будут те, кто перепроверяет права собственности.

«Но какую бы систему вы ни сделали, решение принимают люди, машины еще не настолько умны, чтобы проводить анализ, – говорит партнер GBLP Виталий Можаровский. – И всегда есть человеческий фактор – в любой момент чиновник может отказать в регистрации».

Будет сокращено много сотрудников Росреестра, предупреждает эксперт, участвующий в совещаниях в правительстве. Но массовых увольнений не будет – этих людей займут другой работой, а оставшимся можно будет поднять зарплаты, успокаивает Орешкин.

Правительство не собирается ограничиться Росреестром. Технология блокчейн может быть внедрена практически в любом сегменте госуслуг, где человек сталкивается с необходимостью документарного оформления или подтверждения своих действий, считает Тюрина. Сегодня тестируют блокчейн сервисы в системе негосударственных пенсионных фондов, добавляет она.

Одна из наиболее острых проблем в обязательном пенсионном страховании – переходы людей между фондами-страховщиками, рассказывает исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев, необходимо, чтобы НПФ мгновенно видели такие переходы, человек подал заявление – и информация сразу же появляется у всех фондов – участников пенсионной системы. Использование блокчейна обеспечит также надежное хранение информации о взносах, пенсионных правах, которая будет у всех фондов, продолжает Якушев: случалось, что люди не могли доказать наличие пенсионных прав, а в архивах не удавалось найти подтверждающие документы об их трудовом стаже. Сейчас история взаимоотношений с НПФ начинается с момента перевода пенсионных накоплений в определенный фонд, а предыдущую историю невозможно ни проверить, ни подтвердить, говорит Якушев.

Что такое блокчейн

Технология блочных цепей позволяет ее пользователю быть уверенным в неизменности переданных данных. В каждый блок данных встраивается вычисленная контрольная сумма предыдущего блока. Таким образом блоки выстраиваются в связанную цепь, и невозможно ни изменить блок в ее середине, ни извлечь его – это неминуемо обнаружится при проверке последующих блоков.

В системе среднего образования блокчейн в перспективе может позволить отказаться от ЕГЭ – на протяжении всего обучения в школе будут собираться данные об оценках ученика, его достижениях и олимпиадах, так что на выходе уже будут понятны его компетенции без единого экзамена, рассказывает Орешкин. Эта идея сейчас обсуждается, по его словам.

Блокчейн можно использовать для повышения эффективности самих министерств – например, Минэкономразвития запускает проект по переводу госзакупок на базу блокчейна, продолжает Орешкин. Еще одно направление – развитие системы мотивации и оценки квалификации чиновников: в блокчейн-базе будет собираться вся информация о компетенции сотрудника, результаты его тестирования – и по итогам будет приниматься решение о продвижении чиновника, поясняет Орешкин.

Громадные возможности для блокчейна в медицинской сфере: цепочка поставок лекарств, их хранение и выдача, переход на единую медицинскую карту, рассказывает эксперт, участвующий в совещаниях в правительстве. Перевод на блокчейн цепочки поставок лекарств обсуждался в Великом Новгороде, рассказывал региональный чиновник.

Блокчейн-технологии позволяют обеспечить достоверность сведений о происхождении лекарственных средств или гарантировать, что полученный пациентом бланк результатов анализов не подменили по дороге, объясняет руководитель проектов «Здоровье Mail.ru» и «Дети Mail.ru» Евгений Паперный. Этого можно добиться и при помощи других инструментов, но слово «блокчейн», говорят, делает любой проект более привлекательным для лиц, принимающих решения, иронизирует Паперный, по крайней мере в ближайшие полгода-год.