Российская промышленность перестала расти

Ресурсов для ускорения не осталось, указывают аналитики
Угроза стагнации нависла над российской промышленностью / Андрей Махонин/ Ведомости

Российская промышленность в октябре остановила рост – по сравнению с октябрем 2016 г. выпуск не изменился, сообщил Росстат. Консенсус-прогноз экономистов, опрошенных агентством Reuters, предполагал рост на 1,1%. Правда, эксперты сильно расходились в оценках: от падения выпуска на 0,6% до увеличения на 2%.

Производство не выросло впервые с февраля, когда оно сократилось на 2,7% из-за того, что рабочих дней было на два меньше, чем в високосном 2016 году. Если не считать этот разовый провал, октябрьский результат будет худшим с января 2016 г., когда индустрия сократилась на 0,8% в годовом сравнении.

Не помог даже лишний день: в этом октябре было на один рабочий день больше, чем в прошлом. Сказывается эффект базы, указывает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: производство стагнирует, в прошлом октябре оно выросло на 1,6%. По этой же причине за весь IV квартал рост промышленности будет нулевым или почти нулевым, полагает он, а по итогам года рост даже на 1,5% выглядит оптимистичным. Эффект базы скажется как на промышленности в целом, так и на нефтедобыче, замечает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов: в годовом выражении выпуск будет снижаться в ближайшие три месяца.

Экономисты, опрошенные Reuters, ждут роста выпуска в 2017 г. на 1,8%, Минэкономразвития в базовом сценарии – на 2%. Так вырасти, конечно, не получится, уверен Сальников.

Экономика сбросила темпы

18% до такого уровня замедлилась российская экономика в III квартале, несмотря на значительно более высокие ожидания Минэкономразвития, по прогнозу которого темпы роста должны были превысить 2%. Теперь, чтобы по итогам года экономика выросла на 2%, как это заложено в прогнозе Минэкономразвития, она должна ускориться в IV квартале сразу до 3%, предупреждают аналитики, сомневаясь, что это возможно

В январе – октябре промышленность выросла на 1,6% за счет сильного II квартала, когда она показала рост на 3,8%. Выпуск в мае до пятилетнего максимума (5,6%) разогнали лишний рабочий день и аномально холодная погода, но уже в III квартале он замедлился более чем вдвое – до 1,4%.

Если промышленность и ускорится до конца года, то незначительно – за счет переработки рекордного урожая, считает Сальников, других источников роста нет. Драйверов для ускорения роста производства нет, согласен Миронов. Об этом говорят, в частности, опросы промышленников: оптимизм II квартала исчезает из-за роста макроэкономической неопределенности. Кроме того, рост выпуска в январе – сентябре был связан во многом с фактором запасов, который сейчас исчерпывается, продолжает Миронов. Реальные доходы россиян снижаются, спрос стагнирует – как потребительский, так и инвестиционный, описывает он ситуацию, кредитная активность предприятий слабая в том числе из-за кризиса в банковской системе, это тоже не способствует росту инвестиций.

Добыча падает второй месяц подряд, выпуск обрабатывающих производств увеличился лишь на 0,1%, а в энергетике – сократился на 2,1%. Из-за выполнения договоренностей с ОПЕК осенью падает нефтедобыча, которая со второй половины 2016 г. и до конца лета 2017 г. выросла на 7%, говорится в записке ЦМАКПа об оценке динамики промышленного производства. Среднесуточная добыча газа после летнего всплеска вернулась к майскому уровню. Продолжает падать производство машин и оборудования: с начала года уже на 20%. Сокращается и производство большинства непродовольственных потребительских товаров – бытовой техники, мебели, ювелирных изделий. Правда, возобновился рост пищевой промышленности, на 22,5% с начала года увеличился выпуск автомобилей. Это говорит о восстановлении потребительского спроса, считает главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Полевой.

Если стагнация обрабатывающей промышленности затянется, у рынка возникнут сомнения в перспективах экономического роста, опасается Полевой. Это будет свидетельством того, что рост цен замедляется не только из-за разовых факторов, как уверяет Центробанк, считает Полевой: возникают вопросы, насколько оправданна умеренно жесткая кредитно-денежная политика регулятора. Восстановительный рост ВВП закончился, констатировала в четверг председатель Центробанка Эльвира Набиуллина, но подчеркнула, что регулятор будет снижать ключевую ставку постепенно и выйдет на 6–7% в перспективе 1–2 лет (ее слова передал «Интерфакс»).