Жертвы стагнации

Как затянувшийся выход из кризиса увеличил число банкротств компаний

Затяжная стагнация после экономического спада привела к росту темпов банкротств компаний: их число растет четвертый квартал подряд и превысило (хотя и ненамного) даже показатели кризисного 2015 года, сообщил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) по итогам III квартала 2017 г. Наиболее уязвимыми оказываются компании, работающие непосредственно для конечного потребителя в сфере строительства, торговли и пищевой промышленности, что указывает на нездоровые тенденции в экономике.

За июль – сентябрь обанкротилось 3227 компаний, что на 3% больше предыдущего квартала; по сравнению с III кварталом 2016 г. число банкротств выросло на 12,4%. Пик показателей текущего кризиса уже преодолен, а до максимумов предыдущего, в 2009–2010 гг., уже недалеко. Самая большая доля обанкротившихся компаний (по отношению к действующим) по состоянию на август 2017 г. зафиксирована в 18 регионах (в том числе в Башкирии, Татарстане, ХМАО, Тюменской и Тверской областях); нарастающая динамика банкротств – в 17 (среди них Дагестан, Карелия, Приморский край).

Рост числа банкротств начался в 2014–2015 гг., сейчас идет вторая волна. Такая динамика связана с отмиранием старой модели бизнеса, ориентированной на быстрый рост потребления и экономики. Тогда государство смягчало последствия кризиса, чем, скорее, препятствовало чистке в реальном секторе, сейчас на это денег нет. Данных за 2017 г. у ЦМАКПа пока нет, но в 2016 г. чаще всего банкротился частный, в основном малый бизнес, порядка 10% банкротов – средние и крупные компании, говорит замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников.

Многие компании, ориентированные на потребительский спрос, выстраивали тактику выживания в расчете на то, что кризис будет не очень продолжительным. Рост действительно был в ряде секторов – добыче ископаемых, пищевой промышленности, химии, но выхода на быстрый устойчивый рост не случилось: стало ясно, что продержаться не получится.

Само по себе банкротство – процесс здоровый, отмечает экономист Альфа-банка Наталия Орлова, но важно понимать, кто банкротится: хорошо, когда с рынка уходят неэффективные государственные или окологосударственные игроки, а число частных компаний, наоборот, растет: расклад в прошлом году был обратный – ситуация складывается нездоровая, отмечает Орлова. К тому же взамен обанкротившихся компаний новых не возникает, говорил экономист Георгий Остапкович из ИСИЭЗ ВШЭ.