Статья опубликована в № 4459 от 28.11.2017 под заголовком: Новые облигации для покрытия дорог

Правительство придумало способ построить инфраструктуру в рассрочку

Новому фонду дадут 300 млрд рублей госгарантий, но не учтут их как госдолг
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Минэкономразвития предлагает создать государственный Фонд инвестиций в инфраструктурные проекты, сказано в дорожной карте по инфраструктурной ипотеке. Карту министерство отправит в правительство на этой неделе, «Ведомости» с ней ознакомились. Представитель Минэкономразвития идею подтвердил.

Фонд будет предоставлять капитальный грант частному партнеру (концессионеру). А деньги привлечет с рынка через облигации, обеспеченные госгарантиями. Под госгарантии Минэкономразвития хочет запросить лимит до 300 млрд руб. на 2018–2020 гг., его можно утвердить весенними поправками в бюджет – плюс к тем 290 млрд руб. госгарантий, которые Минфин уже выделил фабрике проектного финансирования.

Обслуживаться эти облигации будут за счет текущих расходов бюджета, а погашаться – в том числе за счет новых бюджетных поступлений, включая те, которые принесут сами проекты. Поучаствовать в инфраструктурном фонде смогут и регионы.

Для государства это рассрочка: не сразу деньги из бюджета, а сначала заем у рынка, поясняют чиновники. Соотношение долга к расходам бюджета – 1 к 10 – позволит мультиплицировать бюджетные расходы на инфраструктуру, а также планировать дольше, чем на три года.

Похоже на гарантийный фонд для фабрики проектного финансирования ВЭБа, но тот гасит облигации за счет доходов от проекта, инфраструктурный фонд – именно за счет бюджета, а доходы от проекта идут в бюджет, поясняют чиновники: в фабрике доходность проектов должна покрывать все процентные расходы, тут проект может не принести достаточно денег, но все равно быть важен для государства.

С помощью этого фонда будут расшиты узкие места, увеличатся прибыль и налоги компаний, продолжает чиновник, именно поэтому государство в большой мере берет на себя риски проектов. Фонд скорее всего будет принадлежать ВЭБу, вопрос пока обсуждается.

До сих пор Минфин отбивался от всех идей увеличить госгарантии – они повышают суверенный долг. Эти 300 млрд руб. долг сразу не увеличат, уверяют собеседники «Ведомостей»: Минфин готовит поправки, чтобы учитывать госгарантии в качестве долга только в момент фактической выдачи денег.

С Минфином фонд обсуждался, он не против, утверждает чиновник. Минфин сообщил, что официально предложений не получал.

У премьер-министра в начале декабря будут рассматривать проекты по пяти направлениям (см. врез), с них может начаться работа фонда. «Пилоты нужно отработать на проектах разного типа», – объясняет чиновник: строительство овощебаз снизит инфляцию, платная дорога в Туле необходима для производства, которое уже запущено в регионе.

На что деньги

Платная трасса Тула – Новомосковск и региональные автодороги, производственно-логистический комплекс Вооруженных сил в Архангельской области и инфраструктура для программы «Цифровая экономика», строительство плодо- и овощехранилищ.

Цель – раскачать страну с помощью инвестиций в инфраструктуру, говорили чиновники Минэкономразвития: она катастрофически недофинансирована. Расходы бюджета на инфраструктуру, по данным InfraOne, сократились с 3,7% ВВП в 2012 г. до 2,5% в 2016 г. Инфраструктурная ипотека должна вытащить деньги у частных инвесторов: по прогнозу InfraOnе, в 2017–2018 гг. они могли бы вложить 2,3–2,4 трлн руб., а вложат 527–545 млрд. Нужно же минимум $100 млрд, т. е. 6 трлн руб., считает один из крупнейших участников рынка.

Тема особенно актуальна для муниципалитетов и регионов, согласна Алина Заборовская из EY: если фонд гарантирует плату концедента, инвестиционная привлекательность проектов резко повысится.

Фонд позволит привлечь больше частных инвестиций в приоритетные для государства проекты, но критерии отбора проектов надо еще проработать, комментирует Заборовская.

Вряд ли удастся на 1 руб. получить 10 руб. от рынка, скептичен партнер PwC Дмитрий Ковалев, скорее 4 руб., но и такого финансового рычага проектам не хватает.

Минэкономразвития рассчитывает на сильный интерес негосударственных пенсионных фондов к инфраструктурным облигациям: риск тот же, что и у ОФЗ, но из-за более низкой ликвидности будет премия к доходности ОФЗ, у доходности будет премия – несколько десятков базисных пунктов. Госгарантии и доходность выше, чем у ОФЗ, – недостаточное условие для инвестиций, предупреждает топ-менеджер одного из НПФ: важен еще высокий кредитный рейтинг от АКРА, ЦБ ограничивает фонды и по структуре портфеля. Доходность не выше рыночной, высокая волатильность – это проблемы; инфраструктурных проектов, которые бы не вызвали вопросов ЦБ, крайне мало, подтверждает член совета директоров НПФ «Согласие-ОПС» Андрей Неверов. Минэкономразвития хочет предложить ЦБ изменить требования к структуре портфеля НПФ, обещают чиновники.

Регионы смогут переводить в этот фонд расходы на инфраструктуру, в том числе из своих дорожных фондов, рассказывает чиновник. К примеру, у Новгорода есть фонд на 2 млрд руб., и 1,5 млрд руб. уходит на ремонт отдельных ям по требованию жителей, вместо того чтобы переоснастить всю инфраструктуру. «Фонд позволит им привлечь деньги с рынка», – говорит он.

Основная проблема большинства региональных проектов государственно-частных партнерств (ГЧП) – отсутствие бюджетного плеча, без которого экономика проектов не летит, и всегда был вопрос, где деньги на софинансирование государства взять, рассказывает исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко: единственно возможный подход в текущих бюджетных условиях – использовать низкий суверенный долг.

Скорее всего фонд поможет быстрее отбирать и финансировать ГЧП-проекты, но эффект может сойти на нет, если со стороны государства отбирать проекты будут люди без опыта финансирования успешных ГЧП, предупреждает Ковалев и предлагает, чтобы у работников фонда ключевые показатели эффективности были рассчитаны не на год, а на срок строительства объекта плюс хотя бы 2–3 года эксплуатации.

Читать ещё
Preloader more