Правительство посоветовало Путину не менять налоги

Чиновники не готовы к решительным действиям перед выборами
Налоговую нагрузку стоит перенести с мобильной базы на немобильную, предлагают эксперты
Налоговую нагрузку стоит перенести с мобильной базы на немобильную, предлагают эксперты / Андрей Гордеев / Ведомости

«Ведомости» ознакомились с копией правительственного доклада президенту – об итогах обсуждения налоговой реформы (ее подлинность подтвердил федеральный чиновник). После года споров правительство пришло к выводу – реформа не нужна. Дискуссию запустил сам Владимир Путин: год назад президент поручил правительству определить в 2017 г. контуры налоговой системы на следующий электоральный цикл и принять все необходимые законы в 2018 г.

В проекте доклада, направленном в правительство, Минфин был более радикален и предлагал два налоговых маневра – для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всей экономики (снизить страховые взносы в обмен на рост НДС). Но правительство предложило президенту ограничиться сырьевым сектором.

Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова, пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова и представитель Минфина отказались комментировать содержание доклада, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей».

С помощью маневра Минфин хотел снизить слишком высокую нагрузку на труд – он рассчитывал, что это будет способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Маневр увеличил бы их в 2019–2020 гг. почти на 450 млрд руб., оценивает чиновник. Но пока решено не запускать реформу – слишком много проблем она влечет за собой, объясняет другой чиновник.

Действующая налоговая система не мешает бизнесу, неоднократно говорил ректор РАНХиГС Владимир Мау, безопасность частной собственности важнее экономических факторов, а устойчивость налоговой системы – ее трансформации. Бизнес же по-разному оценивал предлагавшийся маневр в зависимости от доли зарплат в структуре расходов: для секторов с высокими зарплатами нагрузка вырастет (отменяется пониженная ставка взносов для зарплат выше определенного уровня), а экспортерам снижение взносов, напротив, выгодно. Наиболее болезненной реформа была бы для торговли, жалуется сотрудник крупного ритейлера, заложить повышение НДС в цены при падающих доходах населения сложно. Пострадали бы беднейшие слои населения, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы.

Поиск баланса между крупными социальными обязательствами правительства, необходимость поддерживать определенный уровень государственных услуг и желание избежать увеличения долга делают повышение налогов неизбежным, писала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

Чиновники признают, что дискуссия о налоговой реформе еще может продолжиться – но уже в новом правительстве, после выборов. Обсуждаются разные источники дополнительных доходов, многие из них – за счет населения. Например, можно было бы дать регионам право вводить торговый сбор с оборота вместо налога на движимое имущество, отменить льготную ставку НДС в 10% для части товаров (распространяется на продукты, лекарства, товары для детей), рассказывают несколько чиновников. Такие налоговые изменения не обсуждаются, в Минфине не видели этих предложений, отмечает представитель министерства.

Никто не знает, кто войдет в следующее правительство, и не решится брать на себя ответственность за радикальные или непопулярные реформы, объясняют чиновники. Острой необходимости в дополнительных доходах нет (к 2020 г. дефицит федерального бюджета должен снизиться до 0,8% ВВП). Но бюджетная конструкция еще может поменяться – сейчас в ведомствах, правительстве и Кремле обсуждаются предложения председателя Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина увеличить расходы на образование, здравоохранение и инфраструктуру, объясняют два чиновника и участник одного из таких совещаний. Это ключевое предложение стратегии развития России до 2024 г., которую ЦСР подготовил для Путина. Инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру предлагается увеличить на 2,5% ВВП: на образование и инфраструктуру – по 0,9% и на здравоохранение – на 0,7%, раскрывал часть стратегии Кудрин в своей статье. Исходя из прогноза номинального ВВП на 2018 г. для такого маневра нужно почти 1,5 трлн руб.

Сокращать расходы правительство уже не может: в номинальном выражении они снижаются в 2018–2019 гг. и начнут расти лишь в 2020 г. Сам Кудрин предлагал смягчить бюджетное правило – повысить с $40 до $45 цену нефти, исходя из которой планируется бюджет. Против – Минфин. Представитель Кудрина не комментирует обсуждение стратегии на других площадках, кроме ЦСР. Изменения налогов обсуждаются и безотносительно предложений Кудрина, предупреждает один из чиновников.

Без инвестиций в человеческий капитал Россия из стран со средним уровнем доходов вернется в категорию стран с низким уровнем, но нельзя их финансировать за счет населения, предупреждает директор НИСП ВШЭ Лилия Овчарова. С 2013 г. реальные доходы населения сократились на 11%, подсчитывало Fitch. Доля экономически уязвимого населения с 2014 г. увеличилась с 33,5 почти до 40% в 2016 г., а защищенного, напротив, сократилась на 10 п. п. до 46,3%, оценивал Всемирный банк. В июне – сентябре 2017 г. даже на продуктах экономили более 70% семей, следует из опроса ВШЭ.

Последние три года показали, что в отсутствие роста потребительского спроса все позитивные результаты от девальвации рубля не работают, говорит Овчарова, дополнительные же ресурсы можно найти за счет увеличения адресности социальной поддержки. А если и повышать налоги, то переносить нагрузку с мобильной базы (налоги на капитал) на немобильную (налоги на потребление), считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Ставки налога на прибыль – фактор международной конкуренции за капитал, а люди не будут ездить за хлебом в другую страну, потому что там НДС ниже, объясняет он.