За рынок концессий конкурируют Минэкономразвития и Минфин

Рынок ближе к первому, но за вторым – бюджет
Министр финансов Антон Силуанов и министр экономического развития Максим Орешкин/ Евгений Разумный / Ведомости

Минэкономразвития хочет стать куратором политики в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП). Передать ему эти полномочия министерство предложило в проекте дорожной карты инфраструктурной ипотеки, которую направило в правительство (ее подлинность подтверждал представитель Мин­экономразвития).

Речь идет о крупном рынке. По данным Национального центра ГЧП, он уже превысил 2,6 трлн руб., а к 2022 г. может удвоиться. В макроэкономическом прогнозе Минэкономразвития делает ставку именно на привлечение частных инвестиций, в том числе в инфраструктуру.

Регулятор пойдет рынку на пользу, считают консультанты. Чтобы защищать рынок от вредных для него инициатив других органов власти, полагает юрист Hogan Lovells Константин Макаревич. Весь этот год, например, рынок концессий находился под угрозой из-за претензий ФАС к проекту дороги в Башкирии. Антимонопольная служба решила, что проекты с полным финансированием из бюджета не могут считаться концессией, а являются госзакупкой. Лишь после решения суда второй инстанции угроза миновала, но сейчас чиновники готовят поправки в законодательство, чтобы провести границу между закупками и концессиями.

У Минэкономразвития уже есть набор полномочий в сфере ГЧП. Оно оценивает эффективность проектов, согласовывает их и конкурсную документацию, если публичным партнером выступает Российская Федерация, ведет реестр соглашений, разрабатывает порядок переговоров и т. д. Но Минэкономразвития лишь одно из ведомств, согласующих распоряжение правительства о запуске концессии, говорит консультант инфраструктурного рынка. Предлагая заключить концессионное соглашение, инвестор пишет письмо напрямую в правительство, рассказывают консультант и чиновник. После этого правительство определяет ответственное ведомство, например для проекта в сфере теплоснабжения – Минэнерго, для транспортного – Минтранс.

По федеральным проектам нужно получить одобрение Минэкономразвития, затем – Минфина, рассказывает партнер PwC Дмитрий Ковалев. Правительство принимает решение на основании всех отзывов, отмечает директор EY Сергей Лузан: формально они равны. Минэкономразвития могло бы играть роль ведомства, ответственного за структурирование проектов и координацию, говорит чиновник правительства Москвы.

Но есть и другой претендент на эту роль – курировать концессии хотел бы и Минфин, знают три консультанта инфраструктурных проектов и два федеральных чиновника. Человек, близкий к Минфину, не исключает такого варианта. Минфину уже были переданы от Минэкономразвития полномочия по политике в сфере закупок. В Минфине не знакомы с такой дискуссией, но в любом случае распределение полномочий – прерогатива правительства, отмечает представитель министерства. Его коллега в Минэкономразвития не ответил на вопрос «Ведомостей».

У ведомств очевидно разные подходы к отбору проектов и представления о том, что считать эффективным инвестированием, отмечает партнер «НЭО центра» Алексей Ефанов. Для Минэкономразвития важнее экономический эффект, для Минфина – бюджетный: в идеале отбирать ГЧП-проекты должна независимая экспертная организация, продолжает он. «Минфин, отвечая за бюджетные обязательства, будет в первую очередь учитывать риски проектов, в том числе потенциально большие обязательства по концессиям, которые возникают в случае их расторжения», – говорит консультант проектов ГЧП: вероятно, при передаче полномочий в Минфин концессионеры будут быстрее получать ответ «денег нет».

Тематика ГЧП ближе Минэкономразвития, но принципиальной разницы, какое из министерств будет головным, нет – нужен единый, четкий, прозрачный правовой режим, считает представитель группы ВИС. Наделение Минэкономразвития функциями регулятора более предпочтительно, так как вопросы, связанные с такими соглашениями, затрагивают социальную сферу, а не только финансовую, отмечает партнер Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. Кому бы ни был передан контроль за концессиями, Минфин остается замыкающим – за федеральными деньгами придется обращаться к нему, за ним финальное слово, говорит Ковалев.