Владельцы зарубежных счетов почти дождались смягчения валютного контроля

Но с началом обмена налоговой информацией риски штрафов вырастут
Некоторые операции и вовсе запрещены: например, на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг/ Евгений Разумный / Ведомости

После нескольких лет жалоб бизнеса и населения на жесткость валютного контроля он может быть смягчен. Правительственный законопроект, освобождающий от контроля с 2018 г. россиян, больше полугода живущих за рубежом, Госдума рассмотрит в среду во втором чтении.

Сейчас валютным резидентом считается россиянин, заехавший в Россию хотя бы на день. Утратить такой статус очень сложно. О счетах в зарубежных банках нужно отчитываться перед налоговиками – об открытии и закрытии, обо всех операциях по счету и остатках. В 2017 г. россияне отчитались почти о 200 000 счетов, рассказывает федеральный чиновник.

Некоторые операции и вовсе запрещены: например, на иностранные счета нельзя зачислять доходы от трастов, деривативов, продажи зарубежной недвижимости, а до 2018 г. – от продажи ценных бумаг. Штраф – 75–100% от запрещенной операции. Он может грозить, даже если человек не совершал их, а лишь не предупредил о зарубежном счете налоговиков, указывала ФНС. Ограничений так много, что клиенты рискуют лишиться вообще всех денег, констатирует партнер Ronlaw Partners Павел Романенко. А с введением в 2018 г. автоматического обмена налоговой информацией риски вырастут еще больше – налоговики узнают об иностранных счетах людей от своих зарубежных коллег. Обращать внимание будут прежде всего на незадекларированные счета с большим балансом, рассказывает чиновник, детальную информацию по ним налоговики смогут запросить у иностранных коллег, а те – у банков. Срок валютных нарушений – два года.

Уже были случаи крупных штрафов. В конце ноября Мосгорсуд обязал Николая Кузнецова заплатить 31 млн руб. Причиной стал возврат денег, случайно замороженных американским банком из-за санкций США. Спустя три года перевод вернулся, но не на российский, а на британский счет Кузнецова. За это суд обязал его выплатить штраф в 75% от суммы. Кузнецов настаивал, что не был валютным резидентом, так как больше года проживал в Лондоне, но суд его доводы отклонил.

Сложная продажа

Продать имущество без зачисления денег от сделки на местный счет технически сложно, говорит Калинин. Из-за ограничений многим приходилось переводить яхты, частные самолеты на иностранные компании: владеть напрямую не хотели в том числе из-за риска нарушения валютных правил, рассказывает партнер EY Ирина Быховская.

С принятием законопроекта такие риски для людей снижаются. С 2018 г. валютными резидентами по-прежнему будут считаться все россияне, но тем, кто проведет больше 183 дней за границей, не придется отчитываться по счетам. Не будут на них распространяться и ограничения на операции.

Для остальных ограничения останутся прежними, но будет расширен круг разрешенных операций: на зарубежный счет можно будет зачислять деньги от продажи транспорта и недвижимости. Правда, если она зарегистрирована в стране – члене ОЭСР или FATF (их 35 и 34 соответственно).

Но проект не решает всех проблем, предупреждают юристы. Статус человека будет определяться по итогам года и, если он провел в России больше полугода, но в начале года совершал запрещенные операции, все они будут незаконными, предупреждает партнер PwC Максим Кандыба. Недостаточно и расширения разрешенных операций, отмечает партнер PwC Екатерина Лазорина: для людей, работающих на финансовых рынках, ситуация не изменится без дальнейшего смягчения. Лучше вовсе отменить ограничения, выплату налогов налоговики смогут проверить через автоматический обмен, считает руководитель налоговой практики «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Сергей Калинин.