Добывающие компании могут лишиться части льгот

Минфин предлагает признать их неэффективными и учесть это при поддержке регионов
Добывающим компаниям придется проститься с частью льгот / Денис Абрамов/ Ведомости

Ежегодно расходы регионов на налоговые льготы превышают 300 млрд руб., оценивал Минфин в 2017 г. В декабре он договорился с регионами, что будет проверять эффективность таких преференций, и подготовил методику их оценки, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника. Ее проект уже обсуждался на правительственной комиссии по региональному развитию, основные подходы были поддержаны, говорит представитель Минфина, замечания регионов будут учтены. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака (курирует региональную политику) не стал комментировать методику.

Минфин предлагает разделить все льготы на социальные, стимулирующие и финансовые (льготы госорганам, предоставленные вместо включения налоговых платежей в стоимость госзадания). Регионы должны составить их реестр и оценить эффективность по методике Минфина. Льгота должна быть целесообразной и результативной, т. е. отвечать целям госпрограмм или другим задачам госполитики, издержки на ее администрирование не должны быть слишком высокими. Неэффективной льгота будет считаться, и если региону выгоднее помочь бизнесу другим способом, например, предоставив субсидии или госгарантии.

Стимулирующая льгота должна быть выгодной бюджету. Неэффективной она считается, если за пять лет (или с ее введения) дополнительные доходы, полученные от компании, пользующейся льготой, не превысили потери бюджета от ее введения (с учетом стоимости займов), объясняет чиновник.

Часть льгот будут считать априори неэффективными – предоставленные одной компании, консолидированным группам налогоплательщиков (позволяют компаниям холдингов объединенно платить налог на прибыль), а также компаниям, занимающимся добычей полезных ископаемых, производством нефтепродуктов, металлургам. В будущем такая методика появится и для федеральных льгот, говорит чиновник, но сначала нужно закрепить в Бюджетном кодексе необходимость такой оценки. В декабре 2017 г. Госдума такие поправки не поддержала.

Регионы не обязаны отказываться от неэффективных льгот. Но неэффективные льготы Минфин предлагает учитывать при определении налогового потенциала для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Это около 2 трлн руб. на ближайшие три года – более 40% трансферта из федерального бюджета. Половину всех дотаций получат 13 регионов, больше всего – Дагестан. Эффективные льготы не будут включаться в налоговый потенциал, подтверждает представитель Минфина.

Самые дорогие для регионов льготы – по налогу на прибыль и на имущество компаний. По данным ФНС, они составили соответственно 160 млрд руб. в январе – сентябре 2017 г. (в том числе 34 млрд – отдельные льготы 7500 компаниям) и 173 млрд в 2016 г. (более свежих данных нет).

Оценка эффективности льгот нужна, говорит вице-губернатор одного из регионов, но их главная цель – привлечь компанию в регион, а не увеличить налоги от нее. Любые льготы, которые регионы дают компаниям, не должны учитываться при расчете их налогового потенциала, уверен старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Если налоговая база региона невелика, ему объективно нужна дотация, но давать льготу – право региона, рассуждает он. Логично связывать льготы и финансовое состояние регионов, считает партнер Dentons Василий Марков, но к оценке льгот нужно подходить более комплексно. Неправильно признавать неэффективными все льготы добывающим отраслям – этот сектор может быть высокотехнологичным, полагает Марков, так же как и металлургия. Ситуация в экономике может измениться и у компании начнет падать выручка, замечает эксперт, участвовавший в обсуждении методики. Срок, за который оценивается льгота, должен быть увеличен: за пять лет льгота может не успеть себя оправдать, а ситуация в экономике – измениться, говорит Редькин.

Признание неэффективными льгот КГН и бизнесу, занятому добычей полезных ископаемых, может дать дотационным регионам дополнительные козыри в переговорах с крупнейшими налогоплательщиками, считает председатель комитета «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин. Переговорные позиции таких компаний, добивавшихся льгот, были сильнее, чем регионов, говорит он, впрочем, вряд ли такая ситуация радикально изменится.

Большинство регионов, в экономике которых существенная доля приходится на ресурсодобывающие компании, и так не пользуются федеральной поддержкой, говорит Редькин. Хотя есть и исключения: например, Башкирия, где зарегистрирована «Башнефть», в 2018 г. получит 16,4 млрд руб. дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, на 0,6 млрд больше, чем в 2017 г., следует из закона о бюджете на 2018–2020 гг. Остальные регионы с крупнейшими добывающими компаниями дотации не получают: например, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, а также Москва и Санкт-Петербург.

Всемирный банк льготу по налогу на прибыль считает самой неэффективной и дорогостоящей, следовало из его доклада: для привлечения инвестиций лучше вводить инвестиционные льготы или ускоренную амортизацию. В России льготы отличаются преимущественно бессрочным характером, отсутствием адресности и бюджетного контроля, указывал ведущий научный сотрудник РАНХиГС Илья Соколов. Но ключевая проблема – не политика регионов, а федеральные налоговые льготы, отмечает директор группы «Суверенные рейтинги» S&P Карен Вартапетов, без их снижения или учета последствий проблему выпадающих доходов решить будет сложно. Главное для регионов – понятная политика федерального центра, говорит один из вице-губернаторов: с одной стороны, власти предлагают регионам заключать специальные инвестконтракты с бизнесом, позволяющие снижать ставку налога на прибыль, а с другой – отменять льготы.