Минфин оценил ущерб от промедления с нефтяным налоговым маневром
Дискуссия в правительстве о его завершении продолжаетсяСейчас российская нефтепереработка фактически субсидируется бюджетом: потери ему приносит таможенная субсидия в пользу нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Субсидия возникает за счет того, что экспортные пошлины на нефтепродукты ниже пошлин на сырую нефть. Из-за системы пошлин бюджет в 2017 г. потерял 1 трлн руб. Об этом рассказал «Ведомостям» директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.
Основная часть субсидии приходится на НПЗ, которые получили 600 млрд руб., пояснил Сазанов, еще 140 млрд руб. бюджет потерял из-за поставок в Белоруссию (страна получает нефть по внутрироссийским ценам без пошлин. – «Ведомости»), а 300 млрд руб. – сдерживания цен на внутреннем рынке. В 2018 г. потери будут расти: до 700 млрд руб. только на субсидии НПЗ, оценивали ранее аналитики Vygon Consulting, субсидия растет с восстановлением цен на нефть.
Часть потерь бюджет может компенсировать за счет НПЗ, реализующих моторные топлива 5-го класса и выплачивающих акцизы. Но если субсидии получают НПЗ, у которых на экспорт приходится больше 80% продукции или они продают на внутреннем рынке неподакцизные товары, например суррогатные топлива, бюджет деньги теряет. Смысла поддерживать «самовары», отправляющие 100% производимых полупродуктов на экспорт, нет, поддерживает Минфин главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов, сейчас субсидия таким НПЗ составляет около 100 млрд руб.
Избавиться от неэффективных субсидий можно, завершив налоговый маневр – полностью обнулив пошлины на сырую нефть и нефтепродукты, которые компенсирует рост НДПИ.
Правительство уже начало проводить такой маневр в 2015–2017 гг.: пошлины опустились до 30% от цены за 1 барр. нефти, что существенно сократило маржу НПЗ. Минфин хотел закончить его уже в 2017 г., но против отмены пошлин выступили Минэнерго и нефтяники. Нужно завершить маневр в ближайшие год-два, говорит Сазанов, но Минэнерго полагает, что нужно еще семь лет подождать. Представитель Минэнерго не ответил на запрос «Ведомостей».
Бизнес тем временем уже жаловался на негативный эффект от маневра. В 2015–2016 гг. средняя маржа НПЗ сократилась к 2014 г. больше чем в 3 раза, оценивает Ежов. Но связано это лишь со снижением цен на нефть, говорит Сазанов: при резком падении цены на нефть сокращаются и субсидии нефтепереработке. Основная причина – снижение цен на нефть, согласен Ежов, а также рост ставок акцизов на автомобильный бензин – компании не смогли полностью переложить его в цену.
Без компенсаций при обнулении пошлин в 2018 г. рентабельность еще больше снизится, прогнозировали эксперты Vygon Consulting. Но Минфин готов предоставить бизнесу компенсации – отрицательные акцизы на нефть, а также понизить акцизы на нефтепродукты на 2–3 руб. А для НПЗ, которые завершили строительство комплексов установок глубокой переработки нефти, ввести повышающие коэффициенты к базовой ставке отрицательного акциза, рассказывает Сазанов. Стимулирование должно быть направлено на выпуск целевых нефтепродуктов и поддержку проектов модернизации по четырехсторонним соглашениям между компаниями и госорганами, предлагает Ежов. Это повысит технологическую эффективность отрасли, окончательно снимет риск дефицита на внутреннем рынке и обеспечит окупаемость проектов, объясняет он.
Сейчас маневр лучше не проводить, спорит директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. Кардинальная перестройка системы несет серьезные риски, модельные расчеты Минфина могут отличаться от результатов – нельзя точно предсказать, какой будет цена на нефть, валютный курс, спреды на европейских рынках. Отказаться от стимулирования переработки невозможно: маржа переработки среднего НПЗ – $3 за 1 барр., что существенно ниже, чем в Европе, это снижает инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность переработки, продолжает Борисов. Правильнее проработать дополнительные компенсационные механизмы в действующей налоговой системе, призывает Борисов.
Поддержка всем НПЗ за 2005–2016 гг. более чем в 5 раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за тот же период, значит, механизм поддержки отрасли неэффективен, отмечает Сазанов. При отказе от экспортных пошлин поддержу сохранят лишь те НПЗ, которые обеспечивают потребности внутреннего рынка, а поддержка отрасли станет эффективнее, уверен он.
Представители «Лукойла», «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Ведомостей».