Каждая пятая российская компания потеряла больше $1 млн из-за мошенничества

Защищаться приходится от самих сотрудников и топ-менеджмента
Компаниям приходится защищаться от мошенников/ Евгений Разумный / Ведомости

Бизнес все чаще сталкивается с мошенничеством в своих компаниях, выяснила PwC, опросив руководителей крупных российских компаний. В 2018 г. жертвой таких преступлений стала каждая пятая российская компания: 22% респондентов понесли ущерб больше $1 млн, 22% - до $100 000, 41% - меньше $100 000. Рост числа экономических преступлений внутри компаний - общемировая тенденция: с 2016 г. число жертв мошенничества выросло с 36% до 49% в 2018 г., но в России существенно выше - с 48 до 66%, следует из обзора PwC.

Чаще всего российский бизнес сталкивался с незаконным присвоением активов. Начиная от мелкого воровства со складов, заканчивая офшорными схемами, рассказывает партнер PwC Ирина Новикова. На втором месте - коррупция и мошенничество в сфере закупок товаров и услуг. В основном воруют сами сотрудники компаний - так ответили 48% респондентов опроса.

С киберпреступлениями российский бизнес пока сталкивается реже всего. Но в ближайшие два года риск таких преступлений он оценивает как высокий. И многие уже готовятся к нему сейчас - число компаний, разработавших планы по защите от киберпреступлений, выросло с 26% в 2016 г. до 62% в 2018 г. Увеличились и общие расходы на борьбу с мошенничеством внутри бизнеса, 56% бизнесменов признались, что стали больше тратить на безопасность.

Защищать бизнес собственникам, правда, приходится от самого топ-менеджмента. Доля руководителей высшего звена, пойманных на мошенничестве, в России выросла с 15% в 2016 г. до 39% в 2018 г. В среднем 26% случаев внутреннего мошенничества связаны с топ-менеджментом, следует из обзора PwC.

Чем больше компании инвестируют в борьбу с мошенничеством, тем чаще его выявляют, объясняет рост случаев экономических преступлений Новикова. Больше компании стали узнавать о нарушениях благодаря анализу больших данных, риск-менеджменту и другим внутренним источникам, перечисляет она. 42% респондентов сообщили о проведении оценки рисков коррупции - это на 9 п. п. больше, чем в среднем в мире. С одной стороны, российские компании стали больше обращать внимание на риски мошенничества и коррупции и выстраивать системы противодействия, которые и отлавливают такие преступления, а с другой - падение доходов населения увеличивает мотивацию к мошенничеству, говорит партнер Deloitte Алина Попадюк. Качество оценки рисков коррупции и мошенничества разнится от компании к компании, но с ростом квалификации сотрудников, занимающихся комплаенсом, развитием технологий для проверок сделок и контрагентов, растет и аппетит к контролю бизнеса изнутри, заключает она.