Банки больше заплатят за валютные вклады
Решение ЦБ должно снизить долю валюты в российской экономикеС 1 августа ЦБ повысит нормативы резервов по обязательствам банков в иностранной валюте на 1 процентный пункт (п. п.), сообщил регулятор. Банки должны будут отчислять в Фонд обязательного резервирования (ФОР) 7% привлеченной от населения иностранной валюты и 8% – от размещенных средств компаний-нерезидентов. По другим обязательствам норматив также повышается до 8%.
Последний раз регулятор повышал нормативы ровно два года назад – в августе 2016 г. Нынешнее изменение ЦБ объяснил необходимостью «дестимулирования роста валютных обязательств» банков.
Решение соответствует курсу на дедолларизацию – оно должно снизить долю валюты в российской экономике, объясняет главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: мера удорожит для банков фондирование в валюте. Предполагается, что банки снизят ставки валютных депозитов, рублевые ставки станут более привлекательными – все это должно снизить валютную ликвидность в экономике, объясняет Орлова. Ставка повлияет и на валютное кредитование, предупреждает главный аналитик Сбербанка Михаил Матовников. Из-за снижения привлекательности средств в валюте для банков, будет ограничено кредитование российских компаний в валюте, предупреждает он: повышение ставок добавит около 7 базисных пунктов к стоимости валютных депозитов для банков.
Банки не против валюты
Банки тем временем еще с весны начали повышать ставки валютных вкладов. Только за минувшую неделю шесть крупных розничных банков из топ-45 по размеру портфеля привлеченных средств населения подняли долларовые ставки по вкладам.
Базовый уровень доходности вкладов в долларах поднялся с 1,9% годовых в мае (при размещении на срок от 181 дня до года) до 2,69% в августе, говорится в материалах ЦБ. Регулятор рассчитывает базовый уровень доходности вкладов на основе данных о максимальных процентных ставках банков, привлекших 2/3 средств населения. Выросли и ставки вкладов на тот же срок в евро: с 0,2% в апреле до 0,5% в августе.
Почему растут ставки
Рост процентов по вкладам в долларах аналитики и банкиры объясняют удорожанием долларовых ресурсов на международном рынке, а также дефицитом валютной ликвидности в банковском секторе.
Главная причина повышения ставок по долларовым депозитам для людей – рост ставки Федеральной резервной системы США (ФРС), утверждают директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев и аналитик ИК «Фридом финанс» Валерий Безуглов. Последний раз ФРС повышала ставку в июне – на 0,25 п. п. до 1,75–2% годовых.
«С начала года годовая долларовая ставка LIBOR в долларах выросла с 2,1 до 2,8%, а трехмесячная – с 1,7 до 2,35%, за последний год все ставки выросли более чем на 1 п. п.», – добавляет директор аналитического департамента компании «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.
Еще одна причина роста ставок валютных вкладов – ухудшение ситуации с долларовой ликвидностью у российских банков, в том числе из-за сезонного сокращения профицита счета текущих операций, говорит Тремасов. Чистый приток валюты в летний период может сократиться до $1–3 млрд в месяц против $10 млрд в месяц в январе – мае, отмечает он. «Масштаб дефицита валютной ликвидности с начала июля уже близок к тому, который обычно наблюдается лишь в конце года», – указывали и аналитики Райффайзенбанка.
Рост ставок по вкладам в российских банках продолжится, уверены аналитики. «ФРС проведет еще минимум одно повышение ставки до конца текущего года – на четверть процентного пункта до 2–2,25% годовых. Стоимость долларовых займов продолжит расти, что отразится на ставках по долларовым депозитам в сторону дальнейшего увеличения», – говорит Безуглов.
Валюта надежней рубля
Население продолжит держать деньги на валютных депозитах. Размер ставок валютных вкладов для людей не определяющий фактор, считает Орлова. Население вот уже несколько лет стабильно держит на счетах в банках около $90 млрд, несмотря на изменение ставок, основная причина – страх девальвации, рассказывает она. Повышение на 1 п. п., конечно, увеличит издержки банков, но это не тот рост, из-за которого банки перестанут привлекать средства в валюте, заключает она.
Долгое время снижение ставок по валютным вкладам приводило к переводу значительной части сбережений в рубли, рассказывает Матовников. Но из-за уменьшения разрыва между рублевыми и долларовыми ставками из-за постепенного снижения ключевой ставки ЦБ и с учетом роста мировых ставок по долларам возникают риски оттока валютных средств предупреждает он. В итоге дедолларизация происходит не за счет перехода в рубли, а за счет оттока валюты из банковской системы, предупреждает Матовников.
Поддержать курс на дальнейшую дедолларизацию на встрече с президентом Владимиром Путиным просил предправления ВТБ Андрей Костин. А председатель ЦБ Эльвира Набиуллина много раз говорила о необходимости сократить долю долларовых пассивов и активов банков. На 1 июня 2018 г. доля валюты в активах и пассивах была примерно по 29%, в начале 2015 г. – 42,8 и 40,8% соответственно. Нынешняя валютная структура балансов банков сопоставима с докризисным уровнем: в начале 2014 г. доля валютных активов была 28,4%, пассивов – 26,9%.
Девалютизация затрагивает как банковские активы, так и пассивы, указывает Матовников. С начала 2016 г. валютное кредитование уже сократилось на 18%, а деньги клиентов в валюте – на 12% в долларовом выражении, говорит он.
Среди других ограничений со стороны ЦБ – повышение коэффициентов риска по валютным кредитам и вкладам в ценные бумаги с 1 июля. Они используются при расчете нормативов достаточности капитала – чем выше коэффициент, тем ниже достаточность капитала. Коэффициенты риска по кредитам в иностранной валюте компаниям-резидентам, являющимся экспортерами, повышаются со 100% до 110%. Остальные требования к компаниям в иностранной валюте взвешиваются с коэффициентом риска 130% вместо 110%. Раньше повышенные коэффициенты риска к кредитам экспортерам не применялись, напоминает Матовников.