Федеральная поддержка может достаться инфраструктурным проектам в крупных городских агломерациях

Чиновники решают, на развитие каких территорий сделать ставку
Власти рассчитывают, что крупные города вытянут соседние
Власти рассчитывают, что крупные города вытянут соседние / Комсомольская правда / PhotoXPress

Федеральные и региональные чиновники решают, какие городские агломерации станут точками роста в Стратегии пространственного развития до 2025 г. В конце июля Минэкономразвития разослало проект документа на согласование по ведомствам и для ознакомления по регионам. Статуса основных центров роста удостоилось 20 таких мегаполисов, еще 20 названы дополнительными (их вклад в совокупный ВРП страны менее 1%). Это следует из документа, с которым ознакомились «Ведомости», его содержание подтвердили два федеральных чиновника. Всего будет 35–40 точек роста кроме Москвы и Санкт-Петербурга, говорит представитель Минэкономразвития.

Попадание в список увеличивает шансы получить федеральное финансирование на инфраструктурные проекты и ремонт дорог, говорят три федеральных чиновника. Это аргумент для включения проектов в магистральный план инфраструктуры, который будет готовиться на основе стратегии, объясняет региональный чиновник. Одна из задач – сделать так, чтобы выгоду от развития крупных городов и агломераций получали близлежащие территории, замечает представитель Минэкономразвития.

Конкуренция между регионами за федеральные деньги на инфраструктуру высока. Минфин предлагает выделить на транспортные проекты магистрального плана 650 млрд руб., а Минтранс хочет втрое больше, сообщал министр транспорта Евгений Дитрих. Пока в проекте Cтратегии пространственного развития несколько сотен проектов: железнодорожные, автомобильные, электросетевые. В частности, четыре железнодорожных и 39 автомобильных обходов городов, 113 магистральных автодорог, девять высокоскоростных железнодорожных магистралей.

Кроме того, скорее всего, именно точки роста попадут в нацпроект «Безопасные и качественные дороги», считают два чиновника. Сейчас одноименная программа реализуется в 38 агломерациях – по ней выделяются деньги (в 2017 г. – 65 млрд руб.) на приведение дорог в нормативное состояние. По словам Дитриха, в начале года 43,1% региональных и межмуниципальных дорог соответствовали нормам эксплуатации, лишь в 29 регионах более 50% дорог в нормативном состоянии, еще 14 регионов решат эту задачу к 2024 г. за счет собственных средств, 40 нуждаются в федеральной поддержке на 514 млрд руб. Обсуждается сокращение программы до 20 городов, утверждает один из собеседников «Ведомостей». А Росавтодор хочет, наоборот, распространить ее на все столицы регионов, говорит другой чиновник. Финальная версия нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» будет готова к 1 октября.

Представитель Росавтодора перенаправил запрос «Ведомостей» в Минтранс, представитель Минтранса не ответил на него, а профильного вице-премьера Максима Акимова – отказался от комментариев.

Дефицит инфраструктуры настолько велик, что придется доказывать важность каждого проекта не только для региона, но и для всей страны, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. В проекте методики отбора инвестпроектов, получающих федеральную поддержку, Минэкономразвития предлагало оценивать социально-экономический и бюджетный эффект от них.

Любые попытки выделить точки роста, как правило, нарушают естественное экономическое развитие, считает Редькин. Критерии отбора, скорее всего, будут геополитическими – например, Хабаровск и Владивосток с большой вероятностью получат деньги раньше других, считает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Меры поддержки предусмотрены для каждого типа территорий, утверждает представитель Минэкономразвития, не уточняя, какие именно.

Крупнейшие города на 58% зависят от трансфертов от регионов, говорит Зубаревич, есть лишь три нестоличных города, которые ускоренно развивались в последнее десятилетие, – Казань, Тюмень и Краснодар, последние 5–7 лет еще и Воронеж, а Волгоград и Омск не используют свой агломерационный потенциал. В России с 85 регионами, которые различаются по ресурсам и социально-экономическому развитию, с историческими дисбалансами на рынках труда и неэффективно размещенными производствами и инфраструктурой, федеральная поддержка «принимает вид раздачи наград и привилегий», отмечалось в докладе Высшей школы экономики (ВШЭ) «Структурные изменения в российской экономике и структурная политика», когда же федеральное финансирование сокращается, региональная дифференциация возрастает еще больше. Кроме того, власти фокусируются на мегапроектах, писали эксперты ВШЭ. Очередной из активно обсуждаемых в правительстве – мост на Сахалин, общая стоимость этого проекта превысит 630 млрд руб.

Власти, как правило, рассматривают менее развитые регионы как тормоз экономического роста и поддерживают их деньгами, отмечалось в докладе ОЭСР «Содействие росту во всех регионах: уроки ОЭСР». Но, концентрируясь на развитии лидеров, они упускают возможность повысить совокупную производительность: 43% агрегированного экономического роста в странах ОЭСР в 1995–2007 гг. обеспечивали регионы, ВРП которых на душу был ниже 75% от среднего по стране, а в 10 странах организации такие регионы обеспечивали более половины национального роста. Чем дольше власти концентрируются лишь на ведущих регионах, тем выше зависимость отстающих, говорилось в докладе ОЭСР: перспективный бизнес и кадры покидают их, зависимость от внешних трансфертов повышается.

Власти рассчитывают, что крупные города вытянут соседние