Статья опубликована в № 4633 от 17.08.2018 под заголовком: Интернет тормозит инфляцию

Интернет-продажи замедляют инфляцию в США

Но не в России, считает Центробанк
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Интернет-торговля замедляет инфляцию: цены на товары в онлайн-магазинах США растут на 1,3 процентного пункта медленнее, чем на их аналоги в обычных магазинах, подсчитали Остан Гулсби из Чикагского университета, возглавлявший группу экономических советников Белого дома в 2010–2011 гг., и Питер Дж. Кленова из Стэнфордского университета. Это значит, что онлайн-продажи искажают официальную инфляцию, пишут они в исследовании «Интернет растет, цены падают: Измерение инфляции в мире электронной коммерции».

За десятилетие доля электронной коммерции в американской рознице почти утроилась – до 10%, по некоторым категориям превысила 50%. Экономисты проанализировали цены на 65 товарных категорий, продававшихся в обычных и онлайн-магазинах в 2014–2017 гг. (данные о последних взяли в Adobe Analytics). На них приходится 19% официального индекса потребительских цен (ИПЦ), по данным минтруда США, и 15% выручки онлайн-ритейла, по данным минторговли. По сравнению с официальным ИПЦ, из-за особенностей онлайн-ритейла в выборке заметно перевешивают бытовые электроприборы, мебель, одежда, электроника и игрушки.

За четыре года продукты в онлайн-магазинах подешевели на 6%, а их аналоги в обычных магазинах – всего на 2%, выяснили авторы доклада, среднегодовая инфляция в онлайн-продажах оказалась на 1,3 п. п. ниже.

Благодаря смартфонам потребители легко сравнивают цены в интернете: компании уже не могут повышать цены, как раньше, и во многих странах это может способствовать устойчивому замедлению инфляции, замечала осенью тогдашний председатель ФРС Джанет Йеллен. Из-за конкуренции интернет-магазинов индекс цен на потребительские расходы может снижаться на 0,25 п. п., показало исследование Goldman Sachs. Явление получило название «эффект Amazon», но экономисты расходятся в оценках его значимости. Например, президент Европейского центробанка Марио Драги не видит достаточных доказательств того, что можно изменить влияние электронной коммерции на инфляцию в еврозоне.

Российский ЦБ пока не видит оснований считать, что в онлайн-магазинах цены растут медленнее, говорит его представитель: большинство из них имеют и традиционные магазины, да и постоянное различие в темпах роста цен в онлайн- и обычных магазинах в условиях конкуренции невозможно. Официальная инфляция не учитывает цены на покупки в зарубежных онлайн-магазинах, добавляет представитель регулятора: они растут стремительно, но пока это около 1% оборота розницы. ЦБ учитывает эти тенденции при прогнозировании инфляции, добавляет он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more