Чем Канада, Австралия и Новая Зеландия похожи на развивающиеся рынки

Укрепление доллара США создает для них те же проблемы
Курс новозеландского доллара снизился на 5,7% с начала года/ Jeremy Piper / AP Photo

Еще несколько лет назад относительно высокие процентные ставки и солидный экономический рост привлекали в Канаду, Австралию и Новую Зеландию многочисленных финансовых инвесторов, искавших высокую доходность при умеренном риске. Но повышение процентных ставок в США способствует ослаблению их валют и снижает инвестиционную привлекательность. Это неблагоприятный тренд для этих стран, ведь внешние инвестиции необходимы им для финансирования дефицита счета текущих операций. Кроме того, у них большой торговый оборот с Китаем, прежде всего благодаря их сырьевому экспорту, что служит еще одним поводом для настороженного отношения, учитывая обострение торговых конфликтов и замедление китайской экономики.

Канада, Австралия и Новая Зеландия «зависят от иностранных инвесторов, но становятся менее привлекательны для них», говорит Марк Маккормик, валютный стартег TD Securities: «Они словно развивающиеся рынки в миниатюре».

Мало кто ждет, что эти три страны столкнутся с теми же потрясениями, что Турция и Аргентина, чьи валютные курсы обвалились в этом году. Однако доллары Канады, Австралии и Новой Зеландии тоже ослабли по отношению к доллару США.

С начала года курс австралийского доллара снизился на 6,2% на фоне снижения цен на сырье и беспокойства по поводу задолженности домохозяйств, почти вдвое превышающей их располагаемый доход. Это одно из худших значений этого показателя среди развитых стран. В случае резкого ослабления валюты и роста процентных ставок дохозяйства будут очень уязвимы, предупредило в июле агентство Moody’s.

Сейчас на курс австралийского доллара негативно влияет нежелание центробанка повышать процентные ставки. Ослабление валюты может сделать местные активы непривлекательными для иностранных инвесторов и повышает риск оттока капитала, отмечает Moody’s. За последние два десятилетия чистый внешний долг Австралии вырос с 37% до 56,5% ВВП. «Австралия гораздо более уязвима, чем большинство государств с рейтингом AAA, учитывая зависимость ее экономики и финансовой системы от внешнего финансирования», – утверждают эксперты Moody’s.

По мнению Саула Эслейка, бывшего главного экономиста Bank of America Merrill Lynch, в случае нового кризиса на развивающихся рынках центробанк Австралии снова пожертвует национальной валютой и позволит ее курсу значительно снизиться.

Канадский доллар ослаб на 3,5% с начала года. Сильный рост экономики привел к ускорению инфляции в стране до семилетнего максимума и снижению безработицы, что заставило Банк Канады повысить процентные ставки четыре раза с 2017 г. Но инвесторов беспокоит судьба Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA) и снижение спроса на рынке недвижимости Канады.

В первом полугодии 2018 г. иностранцы вложили в местные акции и облигации 43,7 млрд канадских долларов ($33,5 млрд). Это в два с лишним раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом дефицит счета текущих операций страны вырос в I квартале почти до 19,5 млрд канадских долларов ($15 млрд). Такая негативная динамика, вероятно, поспособствует ослаблению канадского доллара, считает Маккормик.

Курс новозеландского доллара снизился на 5,7% с начала года. Резервный банк Новой Зеландии дал понять, что намерен держать процентные ставки на рекордно низком уровне в следующие два года из-за прогнозируемого замедления экономики. Торговые войны и «даже их угроза» могут негативно отразиться на инвестициях в мире и спросе на новозеландскую продукцию, говорилось в заявлении регулятора.

Перевел Алексей Невельский