Экспорт иранской нефти сокращается быстрее, чем ожидалось

Иностранные компании боятся предстоящих санкций США
В отличие от санкций 2012-2015 гг. США теперь настаивают не на сокращении, а на полном прекращении закупок иранской нефти/ Vahid Salemi / AP

Экспорт нефти из Ирана снижается быстрее, чем ожидалось, в преддверии санкций США, которые должны вступить в силу в ноябре. Это отражает нежелание судоходных компаний поставлять иранскую нефть и представляет дополнительный риск для рынка нефти.

Многие эксперты ожидали, что экспорт иранской нефти снизится примерно на 1 млн баррелей в день к концу года. Теперь некоторые утверждают, что это, возможно, уже произошло. Иран еще не объявил данные об экспорте в августе и прогнозы на сентябрь.

Управляющий директор госкомпании National Iranian Oil Co (NIOC) Али Кардор не ответил на запрос о комментарии. Представитель министерства нефти Ирана заявила, что у нее нет информации об экспорте иранской нефти в ближайшие месяцы. По словам знакомых с ситуацией людей, руководители NIOC предварительно ожидают, что экспорт снизится в сентябре примерно до 1,5 млн баррелей в день с 2,3 млн баррелей в июне.

Чтобы не нарушить санкции США, введенные из-за решения президента Дональда Трампа выйти из международного соглашения по ядерной программе Тегерана, компании должны до 4 ноября прекратить закупки иранской нефти. Евросоюз, Китай и другие страны выступают против односторонних санкций США и пытаются найти способы продолжить сотрудничество с Ираном. Но банки, страховые и судоходные компании не хотят рисковать.

Члены Евросоюза, Индия, Япония и другие страны соблюдали предыдущие санкции США против Ирана, введенные в 2012 г. Но, в отличие от того раза, администрация Трампа настаивает не на сокращении, а на полном прекращении закупок иранской нефти, отмечает президент консалтинговой фирмы SVB Energy International Сара Вакхшури, которая прежде работала в NIOC. По ее прогнозам, дневной экспорт нефти из Ирана сократится до 1,66 млн баррелей в августе и 800 000 баррелей в день в ноябре. Хотя во время прошлого раунда санкций поставки оставались выше 1 млн баррелей.

Нефть подорожала после того, как Трамп в мае объявил о намерении вернуть санкции. Но некоторые аналитики уверены, что инвесторы до сих пор не осознают масштаб возможных последствий. «Не думаю, что такое снижение [экспорта иранской нефти] заложено в цены», – говорит Хелима Крофт, стратег по сырьевым рынкам RBC. По ее мнению, многие игроки до сих пор надеются, что Трамп не рискнет сильно ограничивать предложение на нефтяном рынке перед ноябрьскими выборами в конгресс США.

Турция служит примером того, как политика Вашингтона может повлиять на действия даже не согласных с нею противников США. Дневные поставки иранской нефти в Турцию сократились с 227 000 баррелей в мае до 70 000 баррелей в июне, по данным турецкого управления по регулированию энергетических рынков. Снижение импорта было компенсировано поставками из Ирака и России.

Главный импортер иранской нефти в Турции — крупнейшая нефтеперерабатывающая компания страны Tupras Turkiye Petrol Rafinerileri. Ее обслуживает местное совместное предприятие итальянского банка UniCredit. При этом министерство юстиции США ведет расследование в отношении UniCredit из-за возможного нарушения санкций против Ирана. UniCredit и Tupras не ответили на запросы о комментариях.

Но главные проблемы для Ирана представляют транспортные компании. С 4 ноября из-за санкций нельзя будет страховать танкеры, перевозящие иранскую нефть. Уже в июле судоходные компании из Китая, Индии, Греции и Испании прекратили сотрудничать с Ираном, по данным FleetMon и других участников отрасли. Многих судовладельцев страхуют европейские фирмы, а те не хотят рисковать нарушить санкции США, утверждает Майк Солтхаус из международной группы клубов взаимного страхования (P&I Clubs). Члены этой организации перестраховывают примерно 90% транспортируемых по морю грузов в мире, в том числе нефть. «Если мы предоставим страховку, нарушающую санкции США, то лишимся доступа к американской финансовой системе, и это моментально выведет нас из игры», – говорит Солтхаус.

Перевел Алексей Невельский