Правительство вернулось к идее поддержать частный бизнес

Называться это будет не специнвестконтракт 2.0, а защита капиталовложений
Правительство вернулось к идее поддержать частные инвестиции/ Е. Разумный / Ведомости

Льготы бизнесменам, готовым инвестировать более 1 млрд руб. собственных средств в российские инвестпроекты, ранее известные как специальные инвестиционные контракты 2.0 (спик 2.0), снова прорабатывается в правительстве – но под новым названием: соглашение о защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации, рассказали «Ведомостям» три участника совещания с бизнесом, прошедшего в понедельник вечером в Минфине у замминистра финансов Андрея Иванова. Это подтвердил федеральный чиновник. «Ведомости» ознакомились с законопроектом, его подлинность подтвердили два участника встречи в Минфине.

В Минфин пришли представители почти всех компаний из списка помощника президента Андрея Белоусова (он предлагал собрать с 14 компаний свыше 500 млрд руб. дополнительно), сообщили два участника совещания. Представитель Минфина отказался от комментариев.

В июле правительство отказалось от отдельного законопроекта о спиках – возражения возникли у вице-премьера Дмитрия Козака и у министра экономического развития Максима Орешкина. Решено ограничиться поправками в закон о промышленной политике (по нему подписаны нынешние спик 1.0): для участников спиков вводится публичный конкурс, а условием спиков становится выпуск продукции с применением современных технологий; за это законопроект закрепляет нынешние льготы и меры стабильности условий ведения бизнеса.

Возобновлению дискуссии о более обширных мерах поддержки для частных инвесторов, чем дает закон о промышленной политике, способствовала идея Белоусова. Теперь правительство рассматривает предложение помощника президента как необходимость создать условия для инвестиций в проекты, связанные с целями майского указа президента Владимира Путина, – социальные, инфраструктурные, модернизации производств. «Бизнес на всех встречах говорил, что такого рода история [как спик 2.0, или закон о поощрении капиталовложений] могла бы стимулировать их инвестиции, идея крайне здравая и востребованная», – говорит федеральный чиновник. К тому же в указе президента заложена цель – увеличить инвестиции до 25% ВВП. Минфин предлагал для спик 2.0 реализовать проекты на 23 трлн руб. до 2024 г.

По соглашению о защите и поощрении капиталовложений подписать контракт можно будет в течение трех лет после вступления закона в силу. Новый законопроект устанавливает, что подписать соглашение на шесть лет могут компании, которые готовы вложить менее 30 млрд руб. собственных средств, а на 12 лет – свыше 30 млрд руб. собственных средств; минимальная сумма инвестиций (по сравнению с прошлым проектом) тоже выросла – необходимо вложить не 1 млрд, а уже 3 млрд руб. собственных средств, а минимальные общие инвестиции, включая заемные, должны быть не менее 10 млрд руб. Предусмотрено продление соглашения еще на шесть лет в случае реинвестиции прибыли на территории России.

Как и в прошлой концепции, подписать соглашение можно практически в любой сфере, включая строительство, и практически с теми же исключениями – кроме производства табака, алкогольной продукции, жидкого топлива. Заключить новый контракт на проект, который исполняется по концессионному соглашению или через государственно-частное партнерство, нельзя.

Новый законопроект намного удачнее предыдущего, говорит партнер международной юридической фирмы Dentons Сергей Клименко, он сможет привлечь частного инвестора и интенсифицировать приток капитала.

Декларируется неухудшение регуляторных условий, говорит партнер KPMG Нина Гулис, в отношении же налоговых условий предполагается фиксация стабильности в части страховых взносов, но пока не очень ясно, как будет воплощаться стабильность. В законопроекте напрямую указана возможность обязать инвестора вкладываться в инфраструктуру, но инвестор сможет погасить затраты через возвратное налоговое финансирование, замечает Гулис.

Такие крупные проекты – 3 млрд руб. собственных средств и не менее 10 млрд общих инвестиций – в сфере, например, организации сбора и утилизации отходов редки, это будет ограничивать сферу применения контракта, говорит директор PwC Сергей Лузан, а предельный срок соглашения о защите в 12 лет может быть недостаточен для окупаемости крупных проектов.

История с взиманием налога со сверхдоходов превращается в то, что эти компании предложат проекты из своих инвестпрограмм и потребуют льгот для них, говорит чиновник финансово-экономического блока, и бюджет еще добавит в дивиденды олигархам с нулевым маржинальным эффектом на инвестиции. Все стороны отчитаются, что все задачи выполнены: сверхдоходы направлены на инвестиции, проекты на триллионы рублей поддержаны, вот только теперь нужно еще больше повысить НДС, негодует он.-